Возраст: 29 лет
Город: Астана
Образование: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Астана, бакалавр международного права, Winthrop University, Южная Каролина, США, University of Dundee, Великобритания, магистра права (LLM).
Место работы: Директор Школы политического менеджмента партии «Нұр Отан»
Примечания: работал в Администрации президента, крупных международных корпорациях, АО «Центр международных программ», лауреат государственной молодежной премии «Дарын» и молодежной премии «Жастар», стипендиат программы Chevening Scholarship.
Один из участников проекта «100 будущих лидеров» Асет Абдуалиев рассказал в интервью Vласти, что еще в детстве научился визуализировать свое будущее, умеет готовить равиоли и очень редко отклоняется от плана.
V: Недавно в Астане был тренинг по тайм-менеджменту. Среди отзывов о нем я нашла ваш: «Оказывается, ключевое отличие в привычках между богатыми и бедными людьми — навык управления собственным временем. Богатые люди обладают навыками эффективного тайм-менеджмента: ведут список дел, планируют день, фокусируются на конкретных целях и уделяют время чтению книг, занятиям спортом и семье». У вас тоже всё расписано по часам?
А.А.: Если принять во внимание, что богатый человек — обычно успешная и организованная личность, то, я, конечно, стремлюсь к этому. Но мне кажется, что у человека должно быть качество важнее, чем владение тайм-менеджментом. Это — умение управлять своей энергией. На разговор с другом и на важное совещание может уйти одно и то же время, а энергетика от общения и степень загруженности абсолютно разные. Не умаляя достоинств тайм-менеджмента, скажу: важна внутренняя энергетика, которую надо постоянно подпитывать.
V: На что уходит ваша энергия?
А.А.: Давайте я лучше расскажу, откуда она приходит. Мне нравится заниматься общественной работой. На данный момент я возглавляю Astana Alumni Association (ААА) — Астанинскую ассоциацию выпускников зарубежных вузов, а также руковожу астанинским хабом проекта Global Shapers. Это проект Всемирного экономического форума. Кстати, один из наших волонтерских проектов, «Best for Kids», сейчас вырос в целый общественный фонд, который работает с детскими домами поселков Акколь и Жолымбет. Также вхожу в Совет попечителей American University of Central Asia в Бишкеке; а в AAA уже четвертый год веду Дискуссионный клуб. Приглашаем на встречи с молодежью известных политиков, бизнесменов и просто интересных личностей — тех, с кого можно брать пример. Также мы провели первую в Астане лицензированную конференцию TEDx — TEDxYesil с темой «Живи на 100%». Видео выступлений можно найти на YouTube.
Занимаясь всеми этими проектами, я пришел к выводу: чем больше энергии отдаешь, тем больше энергии к тебе возвращается.
У Стивена Кови в «Семи навыках высокоэффективных людей» есть определение — «точить пилу». Что означает — быть заранее готовым. Лучше раз в полгода посещать стоматолога, даже если ничего не беспокоит, чем потом прийти, чтобы тебе вырвали больной зуб. Лучше заниматься спортом, чем однажды оказаться в прединфарктном состоянии. Так и с деловым графиком — навык точения пилы необходим, чтобы достигать целей в срок.
V: Вы проводите тренинги по публичным выступлениям. Как считаете, много ли у нас госслужащих и партийцев, умеющих говорить так, чтобы аудитория не засыпала через пять минут?
А.А.: Тренинги по публичным выступлениям — это верхушка айсберга, мы организуем семинары по разным направлениям. Безусловно, умение донести свою мысль и навыки эффективного общения — одни из самых необходимых качеств, нужных руководителю. Думаю, достойных спикеров много. Если хорошо владеешь материалом и есть что сказать, особых сложностей в публичном выступлении быть не должно. Тут играют роль не столько навыки, сколько психологический барьер, некий страх в нашем сознании. Спикера, который не знает о чем говорить, просто не поймут, каким бы блестящим оратором он не был.
V: Есть вопрос, который очень раздражает претендентов на вакансию: «Кем вы себя видите через 10 лет»? Вы смогли бы на него ответить?
А.А.: До сорока лет хочу состояться, как профессионал, а после — поддерживать свой уровень. Возможно, получить еще одно образование, связанное с управлением.
Кстати, буквально вчера прочел интервью с Рубеном Варданяном, создателем крупнейшей компании «Тройка диалог». Он сказал, что одно из достоинств целеустремленных людей — уметь представлять себя в будущем. Сам того не подозревая, я с детства любил представлять (сейчас это называется модным словом «визуализировать») свою жизнь на годы и десятилетия вперед.
Я всю сознательную жизнь видел себя в служении государству. Участвовал в олимпиадах по английскому языку, в республиканском движении «Лидер ХХІ века», еще в студенчестве отучился в Америке по программе обмена. Знал, что к 30 годам у меня будет зарубежная магистратура, опыт работы на государственной службе и в частном секторе. Мне всегда нравилось быть публичным человеком, лидером. Само собой, я рассчитывал к этому возрасту иметь семью. Все достигнуто. Наверное, из-за четкого плана. Я не метался: «Хочу быть космонавтом, ой, нет, буду гитаристом». Стажируясь в зарубежных компаниях, понял: в частной структуре есть прибыль, но нет масштаба. А на госслужбе, может, не такие высокие зарплаты, но масштаб есть. Можно делать что-то, что влияет на судьбы тысяч или даже миллионов людей. А в корпорации у каждого есть задачи, за рамки которых очень сложно выйти.
V: А разве чиновничья структура не похожа на корпоративную?
А.А.: Похожа. Но на госслужбе приходится работать с вопросами и проектами, которые будут регулировать, к примеру, целую отрасль; где-то креативно мыслить, предлагать новшества. В то же время, значительно повышается ответственность за принятые решения, в первую очередь, перед гражданами. Поэтому считаю, что очень важно, чтобы в госсектор приходило работать как можно больше молодых ответственных профессионалов, которые смогут сделать госсектор таким же эффективным, как корпоративный. Например, когда мы работали в АО «Центр международных программ» (администратор стипендии «Болашак»), мы тогда, считаю, улучшили программу, сделали ее более эффективной и открытой для тысяч граждан Казахстана, желающих получить зарубежное образование
V: Каким образом?
А.А.: Мы внедрили подачу документов через ЦОН и портал электронного правительства. Сейчас абитуриентам необязательно из дома выходить, чтобы отправить документы, а раньше нужно было ехать в Астану. Расширили категорию «научная стажировка» — в нее включили инженерно-технических специалистов и медиков. Создали систему «Е-Болашак» — электронный портал работы с претендентами, студентами и выпускниками программы. Помню, в то время Центр международных программ стал одной из первых госкомпаний, которая активно использовала социальные сети, Фейсбук, ВКонтакте, для общения с претендентами, стипендиатами и выпускниками «Болашака». Думаю, тем самым мы задали хороший тренд.
V: После учебы в Штатах у вас было ощущение, что, как сейчас говорят, мир никогда не будет прежним? Вы изменились?
А.А.: Не кардинально. До этого я учился в казахско-турецком лицее. Мы жили практически в казарменных условиях, и я научился быстро собирать вещи, готовить еду, никаких проблем с этим не было. В Америке мне приходилось общаться с людьми разных рас, национальностей, культур, религий. После этого я стал очень уважительно относиться к вере, традициям и культуре других людей.
V: Вы сказали, что кулинарные способности имеются. В экстремальных условиях от голода не пропадете?
А.А.: Свои кулинарные способности, не скажу, что высоко оцениваю, на среднем уровне. Апофеоз моей кулинарной практики — приготовление мант во время учебы в Шотландии. Это был трудоемкий процесс — подходящего теста я там купить не мог, пришлось самому делать. Тесто раскатывал банками, потому что скалки не было. Фарш, правда, купил готовый. Вместо мантоварки была пароварка. Пригласил друзей, угостил. Все остались живы-здоровы.
Сейчас, конечно, всегда могу поесть дома или в кафе, но, если надо собрать сумку, приготовить, погладить одежду, не спасую перед «трудностями».
V: То есть вы не типичный восточный мужчина?
А.А.: Как раз-таки типичный. И, слава богу, супруга — настоящая восточная девушка, которая снимает с меня эти бытовые заботы.
Об экстриме:
Мне нравятся исторические фильмы, основанные на реальных событиях. Ужасы — не мое. Не люблю щекотать себе нервы. Летал на одномоторном самолете, возможно, когда-нибудь и прыгну с парашютом. Но, знаете, когда появляется семья и ребенок, не хочется рисковать жизнью без какой-то определенной цели. Ярких эмоций мне и в работе хватает.
V: Неужели «Нур Отан» дает такие же острые ощущения, как прыжок с парашютом?
А.А.: Ну почему же сразу «Нур Отан»? Это ведь только часть моей жизни. У меня еще много своих проектов, счастливая семейная жизнь, сын растет; друзья, общение. Занимаюсь спортом, бегаю.
В работе, кстати, мы делаем много вещей, которые можно назвать нестандартными. Дополнительный адреналин, на мой взгляд, нужен тем, кому в жизни азарта не хватает. А у меня этот азарт есть. Моя работа и общественная деятельность — вот мой адреналин.