Каиржан Абдыхалыков
Возраст: 31 год
Город: Алматы
Образование: бакалавр и магистр исторических наук, доктор (PhD) международных отношений — КазНУ им. аль-Фараби
Место работы: директор Центра карьеры и бизнеса КазНУ им. аль-Фараби, доцент факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби
Хобби: шахматы, теннис
Примечание: более 3 лет работал заместителем декана факультета международных отношений по учебной, методической и воспитательной работе; защитил докторскую диссертацию под руководством известного британского ученого Ширин Акинер; работал приглашенным преподавателем в Университете Кембридж
Семейное положение: не женат
С Каиржаном Абдыхалыковым мы встретились в Центре обслуживания студентов (ЦОС) КазНУ, куда буквально за день до этого переехал возглавляемый им «Центр карьеры и бизнеса». Я сидела в уютном конференц-зале нового здания и мне не верилось, что я нахожусь на территории КазГУграда. Будучи на протяжении 6 лет студенткой КазНУ им. аль-Фараби, редко приходила в эту часть огромного комплекса университета: несколько раз обедала в биокомбинате, про кинотеатр слышала, но никогда там не была. И вот теперь «квадрат» по соседству с кинотеатром снесли и на его месте построили здание ЦОС.
V: Каиржан Саясатович, наконец мечта о полноценном студенческом кампусе для студентов КазНУ стала явью...
— Да! Центр обслуживания студентов «Керемет» был построен по инициативе нашего ректора менее чем за 1 год в рамках реализации общеуниверситетсткого проекта al-Farabi university smart city. Ректор КазНУ им. аль-Фараби Галымкаир Мутанов и аким города Алматы Ахметжан Есимов официально откроют его 30 мая, в этот день будут завершающие мероприятия по празднованию 80-летия КазНУ. С 21 мая в течение целой декады в КазНУ проходили различные праздничные мероприятия по случаю 80-летнего юбилея старейшего в стране университета. В ЦОС будут перенесены структуры вуза, которые оказывают финансовые, учебные и административные услуги студентам, большая часть из этих структур, будет работать по принципу одного окна с помощью электронной очереди. На первом этаже находятся: офис регистратора, офис студента, «Центр карьеры и бизнеса», директором которого я являюсь. А также нотариус, турфирма, авиа-ж/д касса, отделение АТФ-банка и большой медицинский диагностический центр для студентов и преподавателей, где многие услуги для студентов и преподавателей будут бесплатными. На втором этаже будут располагаться студенческие организации, летнее и закрытое кафе, а внизу в подвальном помещении, как мы называем в «мини-Меге»: различные бутики, книжный магазин, фотосалон, KFC и другие нужные студентам вещи.
V: Прямо рай для студентов!
— Да! Студенты смогут приходить, решать свои вопросы по учебе и проводить здесь свой досуг. Например, на месте старого кинотеатра построен новый, современный. А в коридорах будут стоять бесплатные принтеры, воспользоваться которыми можно с помощью студенческих и преподавательских ID-карт. Сейчас обсуждается получение скидок по этим картам. В большей степени, все услуги ориентированы на студентов.
V: Когда я в первый раз услышала название ЦОС, то я подумала: «Как здорово! Создали специальный ЦОН — по типу автомобильного в Боралдае». Здесь будут оказываться госуслуги?
— Думаю, да. Сейчас решается вопрос об открытии филиала ЦОНа. Это первый подобный проект в алматинских вузах. Современные студенты — продвинутые люди, им соответственно нужен сервис высокого уровня. Так, например, недавно у нас было открыто новое здание Научной библиотеки аль-Фараби — все читальные залы объединили в одном инновационном здании. Плюс там же разместились ряд конференц-залов для проведения мастер-классов, тренингов, семинаров, а также большой ball-room. Если во Дворце студентов проводятся концерты и мероприятия для трехтысячной аудитории, то здесь рассчитано на 500-600 человек. Кроме того, почти все факультеты из центра Алматы переехали в КазГУград. Пока что на Карасай батыра остаются только факультеты международных отношений и востоковедения. Но уже в недалеком будущем на пустыре напротив библиотеки планируется возвести для них ультрасовременный корпус.
V: Возглавляемый вами «Центр карьеры и бизнеса» тоже сюда перевели?
— Сначала планировалось, что мы останемся в здании ректората. Но потом рассудили: раз предоставляют услуги студентам, взаимодействуют с работодателями — пусть переезжают в ЦОС. Наш центр был основан в 2011 году, до этого был только сектор карьеры в составе отдела по формированию контингента. Но, ввиду усиления работы по трудоустройтсву выпускников и расширению сотрудничества с работодателями был выделен в отдельную структуру «Центр карьеры и бизнеса».
V: Когда студент приходит в «Центр карьеры и бизнеса», то вы помогаете ему устроиться на практику?
— Да. В нашем вузе на 80 специальностях обучаются более 16000 студентов, и всех устроить на практику мы физически не смогли бы. Большую ответственность на себе несут кафедры, с которыми мы работаем в одной связке. Мы заключаем договора с базами практик, которыми являются нацкомпании, банки, крупные частные компании, международные организации, госучреждения и НИИ. Мы оказываем методическую поддержку кафедрам и факультетам, организовываем семинары, лидерские лекции и мастер-классы наших успешных выпускников и представителей компаний-работодателей. Также в наши функции входит мониторинг за прохождением практики студентами. Примером методической поддержки может послужить один только факт: недавно мы впервые в Казахстане разработали и сдали в печать толковый «Словарь современных профессий с иноязычными названиями» на казахском и русском языках.
V: Применяете ли вы новые технологии?
— Этой зимой мы впервые апробировали электронную систему «Практика». Она оптимизировала и автоматизировала процесс прохождения практики. Ранее в вузе начала функционировать система «Универ», в которой у каждого студента и преподавателя есть свой профайл. Мы сделали так, чтобы в этой системе преподаватель мог видеть, как его студенты проходят практику, как онлайн заполняют дневники, загружают характеристики. Для студента процесс прохождения практики стал максимально прост и прозрачен — отпала необходимость сдавать бумажные документы, все сдается в электронном виде.
V: А как оказывается помощь в трудоустройстве?
— Помимо традиционных методов, мы сейчас начинаем применять и информационные технологии. Запускается портал «Карьера», где будут взаимодействовать выпускник и работодатель. У выпускника есть свой профайл, он может регулярно обновлять резюме и другие свои данные. А работодатели на данном портале будут знакомиться с потенциальными работниками.
V: Какая хорошая помощь HR-специалисту!
— Да, такая смесь HeadHunter и Linkedln. Нам важно, минуя посредников — рекрутинговые агентства, устроить встречу выпускника и работодателя. Конечно, есть такой момент, что многие работодатели хотят видеть молодых, амбициозных, креативных специалистов уже с опытом работы.
V: Требуется 22-летний специалист с 5-летним опытом работы...
— На мастер-классах мы объясняем студентам, что вы, несмотря на молодость, уже можете иметь опыт. Просто надо правильно отобразить его в резюме: все практики, которые вы проходили с 1-го курса, это уже опыт. Мы даем совет: обязательно проходите практики в разных местах, участвуйте в летних стажировках в различных компаниях. Плюс мы организовываем тренинги, на которых приглашенные тренеры рассказывают студентам секреты трудоустройства, а по окончании выдаем сертификат — его тоже можно и нужно отобразить в резюме. Буквально на прошлой неделе мы провели бесплатный тренинг по правильному выбору работы для выпускников бакалавриата и магистратуры под эгидой МОН РК совместно со Школой политического менеджмента партии Нур Отан. К нам пришли руководители HR-департаментов крупных компаний, которые провели презентации и игры по развитию качеств конкурентоспособности у наших выпускников на рынке труда, также они рассказали молодежи о 10 ошибках, допускаемых на собеседовании: от стеснительности и незнаний правил этикета до неправильно заполненного резюме. После таких тренингов их конкурентоспособность на рынке труда повышается.
V: Какую реальную помощь в трудоустройстве вы оказываете?
— Эта портал «Карьера», которая создается же не на один год. Вот, возьмем выпускников 2014 года — через 3 года они будут состоявшимися специалистами. Если они будут регулярно обновлять свои резюме, то ведущие компании смогут хантить их на нашем сайте. В век IT-технологий нужно пользоваться этими технологиями! Наша цель не просто трудоустроить, а сделать это качественно. Если раньше важно было просто принести справку, что студент занят, то теперь мы ставим цель — качественное трудоустройство по специальности. А в будущем, конечно, хотелось бы, чтобы выпускники КазНУ могли конкурировать с выпускниками выско рейтинговых зарубежных вузов.
V: К должности директора «Центра бизнеса и карьеры» вы подошли со значительным бэкграундом, получили академическую степень. Расскажите, как и где вы учились.
— Я родился в Алматы, в 1983 году. В 1990 году, когда пришла пора идти в школу, родители приняли волевое решение отдать меня в казахскую среднюю школу-гимназию № 159 имени И. Алтынсарина. Тогда только объявлен суверенитет, была волна патриотизма, поэтому они решили, что так будет лучше. На тот момент по-казахски я знал очень мало слов. В первое время было сложно — были не те оценки, которые хотелось бы. Но школу я окончил с особым аттестатом. После этого принял решение поступать на факультет истории КазНУ, специализация — всеобщая история, с углубленным изучением иностранных языков. С детства мне нравилась история: романы, книги, до сих пор увлекаюсь. Потом в процессе обучения в бакалавриате и магистратуре я выявил, что мне ближе и интереснее тема международных отношений. И в 2006 году поступил в докторантуру PhD, был одним из первых поступивших по новой системе. Была возможность поступить в аспирантуру, но я пошел по новой на тот момент экспериментальной системе. А через три года защитил докторскую диссертацию по теме «Экономическая модернизация и усиление роли Индии в международных отношений (конец ХХ в. — начало XXI в.)».
V: Кто были вашими научными руководителями?
— С нашей стороны — известный ученый китаевед, профессор Набижан Мукаметханулы. А с зарубежной — ученый с мировым именем, на тот момент профессор Школы африканистики и востоковедения Университета Лондона, ныне научный сотрудник Университета Кембриджа, доктор Ширин Акинер. Она в числе первых зарубежных ученых стала изучать Казахстан, еще во времена Динмухамеда Кунаева, посетив нашу республику в начале 1980-х. В те советские времена на западе в основном только два ученых специализировались по тематике Казахстана — это американка, профессор Марта Брилл Олкотт и британка, профессор Ширин Акинер. Большинство других западных исследователей международных отношений считались советологами — то есть те, кто больше специализировались на самой России. Я — ее единственный докторант из Центральной Азии, который защитил свою диссертацию под ее руководством. Писать под ее руководством научную работу — большая честь.
-V: Как вам это удалось?
— Можно сказать случайно. Мне подсказали ее контакты, я написал ей письмо, в котором представился, рассказал, какую тему хочу изучать. Она не отвечала месяца 2, уже думал, что не хочет. А, оказывается, она была в зарубежных поездках, и не проверяла почту. Она назначила мне встречу в Алматы в следующий свой приезд, мы поговорили, и она дала согласие.
V: Что вам дал этот опыт? Не умаляя достоинств наших профессоров, чем она как руководитель была вам полезна?
— У западных ученых в нашей социально-гуманитарной сфере — шикарная методология: методы научного познания, научных исследований, их применение, самодисциплина ученых. Опыт общения с британскими профессорами для меня был неоценим, сильно повлиял во время становеления меня как молодого специалиста. В 2007 и 2008 годах в рамках докторантуры я дважды стажировался в Лондоне, потом после защиты докторской я тоже выезжал на стажировки в британские вузы и в ряд крупных университетов и научных центров других стран.
V: Вы подошли к докторантуре с хорошим уровнем знания английского. Вы его сами подтягивали?
— Во-первых, в школе я учился в спецклассе, а потом дополнительно окончил курсы английского языка в КИМЭП «World English». Во-вторых, в Алматы много иностранцев и общение с носителями языка помогло. В-третьих, стажировки зарубежом.
V: Ваши родные поддерживали вас в выборе науки? Подталкивали?
— Мои родители ученые. Отец Саясат Жафарович Абдыхалыков — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, он долгие годы работал в институте почвоведения и на руководящих должностях в системе Академии наук, МОН РК. Мама Диляра Карсыбаевна Джартаева — кандидат технических наук, доцент, ассоциированный профессор в КазГАСА, до сих пор преподает. Они защищались еще в советские годы, проходили через ВАК СССР в Москве — эти степени дорогого стоят. Их научный склад ума передался и мне. Они увидели, что я не технарь, а гуманитарий и подсказали сферы — политология, история, международные отношения. Но сферу интересов сам выбирал.
V: Вы когда-нибудь работали вне университета?
— Нет. Будучи магистрантом, я начал участвовать в проектах, был младшим научным сотрудником в научных проектах и там получил свой первый заработок. Мы ученые-международники получаем гранты международных организаций и работаем над проектами: исследования по Центральной Азии, международная и региональная безопасность, проблема Афганистана и т.д. В таких проектах обычно задействованы профессора, а исполнителями являются молодые ученые — студенты и магистранты.
V: Вы преподаете?
— Да, преподаю на 0,5 ставки на факультете международных отношений, кафедра международных отношений и экономики, доцент кафедры. У меня курсы на английском языке — в этом учебном году читал по Великобритании: «Культура, наука и образование Великобритании» и «История Великобритании». Также являюсь научными руководителем дипломных работ и магистерских диссертаций. В этом году 2 магистранта под моим руководством выходят на защиту.
-V: Каково вам быть научным руководителем?
— Нравится. В 2010, 2012, 2013 годах ряд моих студентов за свои научные работы получили призовые места на Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ, организованном МОН РК. В 2012 году таких студентов было трое, и по правилам, я как их руководитель получил диплом от министра образования и науки за свой вклад.
V: Что почувствовали в тот момент?
— Радость и, наверное, что не зря я их готовил, усиленно с ними занимался. Подготовку студента к конкурсу можно сравнить с подготовкой спортсмена, где работают не только спортсмены, но и их тренеры... Студентам-второкурсникам, ранее не писавшим научные работы, надо объяснить, как это делать: прочесть лекцию, помочь определить тему, подсказать, где и как найти источники, отредактировать основные положения — месяца 2 на это уходит. Вклад преподавателя и студента — 50 на 50. Основную работу, конечно, они сами делают. Таким образом, я работал с 7-8 студентами.
V: Вы получали звание «Талантливый молодой ученый». Расскажите об этом.
— Я был стипендиатом МОН РК дважды, в 2010 и 2012 годах. Получал эту госстипендию за свои научные достижения. Первый раз из около 1000 претендентов по республике нас отобрали 75 человек, во второй — 50. А в прошлом году я уже не стал подавать заявку, посчитал, что надо дать дорогу более молодым. В течение двух лет мне выплачивали стипендию, предназначение которой — оплата публикаций в международных научных изданиях с высоким уровнем цитируемости и публикация научных трудов. Также в прошлом году, в мае, я был награжден Международной наградой Монтерейского института международных исследований США. Это награда за организацию ряда совместных мероприятий для молодых ученых-международников плюс за научные достижения в этой области.
V: Почему, будучи выпускником факультета международных отношений, вы не пошли работать в МИД?
— Действительно, основная задача факультета — поставлять кадры в МИД, международные организации. Но специфика работы МИД — спартанская, кочевая. Сначала ты работаешь в центральном аппарате на низовых должностях, потом командируют на 3-4 года в какую-нибудь страну. МИД — это все-таки служба, ведь недаром говорят дипломатическая и консульская служба. Куда пошлют. Я люблю свободу личную, свободу выбора. Для меня приоритет — заниматься наукой, поэтому я выбрал академическую среду. Тем более, что здесь тоже есть возможность сотрудничать с иностранными партнерами и выезжать в командировки и на стажировки зарубеж.
V: С чего вы начинали работу в университете?
— После окончания докторантуры мне предложили остаться — я возглавил совет молодых ученых на факультете, потом всего университета. Мы поддерживали молодых ученых, организовывали конференции, семинары, выбивали деньги на поездки молодых ученых за рубеж. Я горжусь тем, что в декабре 2009 года мы победили в конкурсе Фонда Первого Президента РК — Лидера Нации «Лучший совет молодых ученых вузов и НИИ в РК», и нам выплатили миллион тенге. Их потратили на техническую поддержку факультетских советов молодых ученых: деньги разделили по факультетам, где уже они сами решали, какую технику надо докупить для комфортной работы молодых ученых.
V: Я знаю, что вы на своем факультете занимались организаторской работой в учебно-методической сфере. Это такие нервы, будучи студентом, этого не видишь...
— Да, есть доля истина в ваших словах. С 2010 года я в течение 3 лет работал заместителем декана факультета по учебно-методической и воспитательной работе. В моей компетенции было: контроль учебного процесса, контроль воспитательного процесса, выполнение поручений ректората, контроль проведения занятий — пришли ли вовремя преподаватели и студенты, уровень подготовки студентов. Каждая сессия для замдекана — это самая тяжелая пора: преподаватель, читающий лекции по дисциплине не может принимать экзамен, за него принимают другие люди, из числа ППС кафедры. А экзаменационные работы проверяют третьи лица. Все это организовать — функция замдекана. Теперь после присоеднинения Казахстана к нормам Болонского процесса, в вопросах организации учебного процесса, сессии, опредления идивидуальной траектории обучения, академической мобильности и дистанционного обучения студентов мы стали еще ближе к европейским стандартам прозрачности и качества образования.
V: Нынешние студенты — какие они?
— Очень хорошие. Есть иное мнение — например, у старшего поколения преподавателей, которое критикует студентов за их лень, плохую подготовку, скачивание работ из интернета. Я не спорю — есть и такие, но такие студенты были во все времена. К примеру, на факультет международных отношений КазНУ приходят молодые люди, которые знают, что им нужно от учебы, заранее планируют свою карьеру, активно ее строят, и уже примерно знают, как будет складываться их карьера после университета, — в МИДе, международной организации или международной компании.
V: Но вы же не будете отрицать, что международные отношения — это элита!
— Да. У нас были годы, когда обладатели «Алтын белгі» не могли пройти на грант. Был очень высокий конкурс. И сейчас продолжается, но полегче. На всех факультетах уменьшилось количество абитуриентов. Ввиду того, что пошли студенты 1994-1995 годов рождения, то есть родившиеся во время демографического спада. Вы не поверите, но лет 6-7 назад на ФМО конкурс был 30 человек на 1 место, сейчас — 5-6 человек на место. Факультет международных отношений — это политический факультет, который готовит будущую политическую элиту Казахстана: сотрудников МИДа, Совета безопасности РК, Администрации Президента РК, Ген. Прокуратруры, Верховного Суда и акиматов, а также международных организаций.
V: Кто конкурирует с КазНУ по подготовке кадров для этой сферы?
— Все три ступени — бакалавриат, магистратура, докторантура PhD по международным отношениям есть еще только в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева. Также КазУМОиМЯ им Абылай-хана и Университет Туран готовят кадры в этой сфере. В UIB, Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова (бывший Нархоз) эти специальности есть, но они для них непрофильные. Наш факультет на сегодня — лидирующий в республике. Это первый факультет международных отношений в Республике Казахстан, основанный в 1995 году — и это самый молодой факультет КазНУ им. аль-Фараби. Все остальные факультеты вуза были основаны в советские времена, тогда же все дипломатические кадры готовились в Москве, но с обретением независимости стала актуальная задача подготовки дипломатических кадров у нас в РК. Профессор Ибрашев Жарас Умарович основал специальность «международные отношения» в 1992 году на историческом факультете, а затем в 1995 году вместе с первым деканом Жамбатыровой Гулжаухар Шагатаевной основал отдельный факультет. Сейчас у нас идет подготовка по 4 специальностям: международные отношения, международное право, регионоведение и мировая экономика.