Семейный дуэт скрипки и виолончели

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Фото Данияра Мусирова и из личного архива Ботагоз Тыныбековой

Ученики детской музыкальной школы № 10 города Алматы могут гордиться своими преподавателями — Булатом и Ботагоз Тыныбековыми: им рукоплещет взыскательная европейская публика, высокопоставленные чиновники, президент Казахстана и иностранные дипломаты. Vласть рассказывает историю молодых музыкантов, мечтающих соединить два разных и безграничных музыкальных мира — Азии и Европы.

На интервью Булат пришел один, его сестра Бота — на очередных гастролях. На этот раз нашей казахстанской скрипачке аплодировала взыскательная итальянская аудитория.

Своей речи Булат аккомпанирует ритмичной жестикуляцией, словно даже в разговоре не забывает о виолончели, на которой играет уже более 20 лет. История их семейного дуэта сестры и брата началась много лет назад — их мама, профессиональная скрипачка отдала детей-двойняшек в музыкальную школу им. Куляш Байсеитовой, Бота училась по классу скрипки, Булат — домбры. Но вскоре (по совету преподавателей музыкальной школы) Булат стал осваивать виолончель.

«Скрипка и виолончель — это как брат и сестра, виолончель больше скрипки, я старше сестры на полчаса, и мы будто созданы именно для этих инструментов», — рассказывает Булат.

Мама Булата и Боты воспитывала их одна. Еще в раннем детстве их отец, который занимался наукой, ушел из жизни. Гульнар сама — замечательный музыкант, обладающая к тому же качествами менеджера. Она все взяла в свои руки — организацию концертов, подготовку к участию во всевозможных конкурсах, даже костюмы и сценический образ молодых музыкантов Гульнар прорабатывала сама.

«Мама с самого начала старалась занять наше с Ботой время репетиторами и уроками музыки, мы могли по 8-12 часов заниматься, шлифовать наше мастерство. Скажу честно, у меня никогда не было обиды за то, что я сижу дома, репетирую, когда мои сверстники гоняли во дворе футбол, но были такие моменты, когда мне хотелось быстренько отыграть программу и пойти на улицу. Не поверите, но мы с Ботой даже одноклассников своих знали не очень хорошо, потому что все наше время посвящали музыке, разъездам по конкурсам и выступлениям», — рассказывает наш герой.

На первый свой международный конкурс брать с сестрой готовились под руководством знаменитой Жании Аубакировой в Турции, тогда им было по 11 лет.

«Все участники конкурса были взрослыми, учились в консерватории, а мы с Ботой были самыми маленькими, из начальной школы. Нас бросили на амбразуру, тогда мы первые выступали на сцене от имени Казахстана», — рассказывает он.

После окончания музыкальной школы Тыныбековы поступают в консерваторию им. Курмангазы. Одновременно с занятиями в консерватории прослушиваются в Королевском колледже музыки в Лондоне, по совету «королевы виолончели» Натальи Гутман, которая в один из своих приездов с гастролями в Алматы познакомилась с братом и сестрой.

«В тот момент у нас были мысли поехать учиться в Москву — там очень сильная школа музыки, но Наталья Гутман прямо сказала нам, что лучше учиться в Лондоне и постараться попасть к знаменитым педагогам Наталье и Александру Боярским. Наталья — скрипачка, Александр — виолончелист».

Но тут в семье Тыныбековых возникла проблема. Стоимость обучения в этом колледже не была сопоставима с доходами обычной казахстанской семьи.

«К счастью, опять же благодаря маме мы узнали, что в Казахстане есть такая программа „Болашак“, которая помогает казахстанцам получить образования за рубежом. Поскольку к тому времени за нашей спиной было уже много побед на международных конкурсах и наград, сложностей в получении гранта у нас не было», — рассказал Булат.

В истории «Болашака» — это, пожалуй, единичный случай, когда два человека из одной семьи получают в один и тот же год грант на обучение заграницей. Уже на втором курсе Булат начал давать частные уроки музыки для всех желающих. Среди его учеников были как трехлетние дети, так и пожилые люди.

«Тогда для меня это было дико, я был уверен, что для того чтобы преподавать нужно пройти весь цикл образования. Но мой преподаватель сказал мне, что преподавая, я начну лучше понимать своих педагогов. На западе многие имеют разные хобби и желающих научиться играть на виолончели, было много. Моему самому старшему ученику было 65 лет! Было сложно, но это опыт», — делится музыкант.

Параллельно Бота и Булат регулярно выступают — их часто приглашают на встречи с участием казахстанской делегации. По словам Булата, они успели узнать всех представителей посольства Казахстана в Великобритании. После четырех лет обучения в Лондоне, Бота и Булат вернулись в Казахстан, в родную Караганду.

«Алматинская филармония полностью была забита солистами, а в Караганде нас с удовольствием приняли. Мы давали много концертов с оркестром. Нас очень там ценили, но мы решили вернуться в Алматы», — рассказал он.

Сейчас Бота и Булат работают в государственной детской музыкальной школе № 10, там же работает их мама.

«Буквально месяц назад я уже увидел плоды своей работы. Мои ученики взяли первое место по городу. Также я работаю в частной школе Haileybury, где преподаю виолончель и скрипку. Плюс этой школы в том, что у меня есть возможность преподавать на английском языке», — улыбается Булат.

Сейчас, после того, как Булат получил и отечественное и зарубежное образование у него есть возможность сравнивать две школы преподавания.

«Казахстанской школе не хватает практики, у нас очень много теории. Это идет еще со времен Советского союза. За рубежом по-другому, там очень много именно практических занятий, там дают возможность экспериментировать и творить. Плюс нашей школы в том, что у нас дают очень хорошую техническую базу. В Европе же дают неповторимый стиль игры на инструменте. Я бы сказал так, в постсоветских странах музыку воспроизводят душой, а в Европе — головой», — добавил он.

Булат и Бота ищут новые способы самовыражения. К примеру, сегодня у Булата новое хобби, которое уже перерастает в профессиональную деятельность. Он начал активно заниматься оперным пением, а его сестра освоила новый для нее вид музыки — барокко.

«У меня всегда был голос, но я позволял себе петь только в душе, но потом стал замечать, что мне хочется петь. В прошлом году я поехал в Милан — Мекку оперного пения и проконсультировался у педагогов консерватории Верди. Они оценили мой голос и сказали, чтобы я продолжил заниматься оперой. У Боты, в свою очередь, другой талант, она разговаривает на пяти иностранных языках и является прекрасным специалистом барочной музыки. С ней хотят сотрудничать музыканты Европы именно в этом направлении. Я пробовал играть с ней барокко, но я потерялся, честно, я просто убрал инструмент и продолжил наслаждаться ее исполнением этой музыки», — восхищенно резюмирует Булат.

У Булата и Боты Тыныбековых впереди много планов, Булат даже не исключает, что когда-нибудь попадет в политику и будет стараться делать все возможное, чтобы развивать инновации в сфере музыкального образования и поддерживать казахстанских музыкантов.

У брата и сестры уже не такая связь как в детстве, у каждого из них своя взрослая жизнь, свои залы, аудитория и аплодисменты, но теплые отношения, которые связывают их с первых секунд жизни, никогда не исчезнут. Булат улыбается — в его жизни никогда не появится партнера по сцене ближе, чем Ботагоз.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые