Vласть объясняет: Что было и что стало с пенсионной системой Казахстана

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Впервые об объединении пенсионных фондов в единый институт заговорили в начале 2013 года. Оно завершилось в конце марта 2014 года. С того момента деятельность ЕНПФ неоднократно критиковалась экспертами, во многом из-за дестабилизации фондового рынка и результатов операционной деятельности. 31 марта работе ЕНПФ исполнился год. Vласть вспоминает процесс консолидации и суммирует его результаты.

Почему реформировалась пенсионная система

23 января 2013 года в Акорде прошло совещание, где Нурсултан Назарбаев заявил о консолидации пенсионных фондов, которую чиновникам до сих пор приходится защищать перед журналистами и экспертным сообществом. Тогда президент сказал, что это слияние позволит эффективно и безопасно распоряжаться накоплениями граждан. Он планировал, что часть из них будет направлена на фондирование банков, чтобы кредитовать экономику и помогать индустриализации. 21 июня того же года был принят соответствующий закон «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан».

Одним из чиновников, активно поддержавших эту идею, был Кайрат Келимбетов, занимавший тогда должность заместителя премьер-министра, а сейчас работающий председателем Нацбанка. 6 февраля того же года он раскрыл первые детали функционирования ЕНПФ, сказав что сбережения населения будут находиться в Нацбанке, а инвестиционные инструменты будут диверсифицированы, чтобы обеспечить умеренные показатели доходности.

Тогдашний глава Нацбанка Григорий Марченко тоже был активным участником дискуссии о ЕНПФ. Он придерживался мнения, что переход вкладчиков из одного фонда в другой снижал эффективность пенсионной системы. Другой его аргумент был в том, что консолидация снизит расходы на обслуживание вкладов. Но главной необходимостью называлось то, что пенсионные фонды заключали сделки с аффилированными компаниями, которые позже обанкротились. Появление же ЕНПФ исключало подобный исход событий в дальнейшем.

Впоследствии именно этот аргумент стал главным объяснением необходимости объединить фонды. Изначально планировалось, что процесс консолидации закончится к июлю 2013 года, но возникло множество нюансов, к примеру – компенсации игрокам пенсионного рынка и необходимость оценки их активов, которую производила аудиторская компания KPMG.

В частности, наиболее активно искали возможность компенсировать закрытие НПФ Народному банку, поскольку фонд занимал более чем 30% долю на рынке. Одним из предложений со стороны правительства был обмен пенсионного актива на БТА Банк, из уставного капитала которого госфонд Самрук-Казына в последние два года усердно пытался выйти. Но сделка не состоялась.

Оценка активов частных НПФ, во многом из-за которой процесс объединения фондов затянулся на 9 месяцев, вскрыла убытки в 95 млрд тенге. Это и были результаты тех самых инвестиций, о которых говорил Григорий Марченко. Экспертиза установила, что дефолтные ценные бумаги принадлежали 30 эмитентам, среди которых были, к примеру, Альянс Банк, Валют-Транзит-Банк, Астана-Финанс Банк и т.д. Но дефолт у каждой компании произошел по разным причинам, при этом были и те, кто действительно пострадал от кризиса, охватившего тогда весь мир.

Сегодня экспертное сообщество и государственные ведомства продолжают спорить о причинах дефолтов и виновниках. Однако в Нацбанке Vласти сказали, что расследование в отношении эмитентов ведется и находится на разных стадиях. Из перечисленных же компаний - Альянс Банк и Астана-Финанс Банк уже проводят реструктуризацию долгов, а Валют-Транзит-Банк был ликвидирован, но на сайте ЕНПФ говорится, что по бумагам банка ведется конкурсное производство.

Как выглядит ЕНПФ сегодня?

31 марта 2014 года казахстанские СМИ сообщили о завершении объединения пенсионных активов в ЕНПФ. На начало 2015 года сеть ЕНПФ была представлена 240 офисами, до конца года должны быть введены еще 6. В региональную структуру фонда входит 18 филиалов, при них открыто 23 отделения и 199 центров персонального обслуживания. На апрель 2014 года численность персонала ЕНПФ составляла 1500 человек, а прирост сотрудников за 2014 год - 808 человек.

На обеспечение работы ЕНПФ в прошлом году было потрачено 6,5 млрд тенге против 3,93 млрд тенге в 2013 году. Столь ощутимый скачок вызван окончанием консолидации активов.

В феврале прошлого года количество вкладчиков фонда насчитывало 5,26 млн. человек, к сегодняшнему дню их число выросло до 9,57 млн. человек - это конечный результат, с учетом объединения дублирующихся счетов одних и тех же вкладчиков в разных НПФ.

Объем пенсионных накоплений казахстанцев на момент окончания консолидации составлял 3,96 трлн тенге. Сегодня их объем увеличился на 14,5% - до 4,63 трлн тенге. Эти деньги ЕНПФ использует в качестве инвестиций, чтобы обеспечить доходность пенсионных накоплений.

Чистый инвестиционный доход ЕНПФ за 2014 год составил 183,96 млрд тенге, а за январь-февраль 2015 года – 37,64 млрд тенге. Если сравнивать результаты первых двух месяцев 2014 и 2015 годов, то в 2015 инвестдоход сократился почти на 45%.

В 2014 году доходность активов ЕНПФ составила 6,31% в годовом выражении, в сравнении с доходом в 2013 году по умеренному инвестиционному портфелю – 4,0% и консервативному портфелю – 1,8%.

При всем этом объем пенсионных выплат за 2014 год составил 93,03 млрд тенге, а за первые 2 месяца этого года – 31,54 млрд тенге. Если сравнивать объем выплат с аналогичным периодом 2014 года, то он увеличился более чем в 3 раза.

Куда инвестирует ЕНПФ

Согласно данным на начало марта, 45,31% своих инвестиций (2,1 трлн тенге) ЕНПФ направлял в ценные бумаги, которые выпускает министерство финансов Республики Казахстан. Министерство финансов, в свою очередь, может перенаправлять эти средства на бюджетные расходы и инфраструктурные проекты. Доходность по этому инструменту на начало года составляла 7,39% годовых. Дополнительно ЕНПФ инвестирует порядка 5,49 млрд тенге в город Алматы, покупая его муниципальные облигации.

Следующая статья инвестиций – облигации казахстанских компаний, в том числе и нацкомпаний. ЕНПФ направляет в них 27,75% своего инвестпортфеля (1,28 трлн тенге). Их доходность на начало года составляла 10,45% годовых.

Наибольшее количество этих средств идет на покупку ценных бумаг НК КазМунайГаз – 97,36 млрд тенге; ФНБ Самрук-Казына 70,59 млрд тенге; АО «КИК» - 35,6 млрд тенге.

Из компаний негосударственного сектора, наибольшее число купленных ценных бумаг приходится на Kcell - 17,53 млрд тенге; ТОО «Корпорация АПК-Инвест» - 17,07 млрд тенге и АО «ЦАТЭК» - 14,50 млрд тенге.

Достаточно большое количество средств ЕНПФ выделяет на покупку бумаг институтов развития, как казахстанских, так и зарубежных. К примеру, 53,03 млрд тенге было потрачено на приобретение облигаций Банка Развития Казахстана, 77,66 млрд тенге – на облигации и евробонды Евразийского банка развития (ЕАБР), 3,52 млрд тенге – на евробонды Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

15,04% или 698 млрд тенге ЕНПФ размещает на депозитах банков Казахстана. Наибольшая сумма хранится на депозите в Kaspi bank – 223,36 млрд тенге; АТФ Банке – 157,24 млрд тенге; в Сбербанке Казахстана – 104,37 млрд тенге. Доходность по депозитам установлена в размере 8,74% годовых.

Кроме того, ЕНПФ выделяет 1,43% своих средств (66,22 млрд тенге) на покупку ценных бумаг иностранных государств, к примеру 38,72 млрд на покупку облигаций правительства Америки и 18,28 млрд – на покупку евробондов Минфина России. Доходность по ним составляет 4,45% годовых.

Также 2,05% средств (95,38 млрд тенге) выделяются на покупку ценных бумаг зарубежных компаний, к примеру 16,48 млрд тенге были направлены на покупку бумаг ОАО «Газпром» и 14,66 млрд тенге - Societe General. Доходность по ним составляет 6,37% годовых.

За что хвалят и критикуют ЕНПФ

Главным плюсом создания ЕНПФ называют снижение административных расходов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, сколько в I квартале 2013 года на эти цели тратили все пенсионные фонды Казахстана – 4,94 млрд тенге, а в I квартале 2012 – 9,09 млрд тенге. При этом, ЕНПФ за весь 2014 год потратил 6,50 млрд тенге. Резкое уменьшение произошло благодаря оптимизации офисов и численности персонала. По разным оценкам, совокупный штат частных пенсионных фондов насчитывал 7,5 – 12 тыс. человек.

В числе главных минусов эксперты отмечают дестабилизацию фондового рынка и плохую доходность его нынешних инвестиционных инструментов.

Чтобы понять всю драматичность судьбы фондовой биржи после ухода с неё частных НПФ, достаточно посмотреть на график индекса KASE_BP – это показатель, отражающий динамику цен на облигации казахстанских компаний. Косвенно по нему можно сделать вывод, что спрос на бумаги компаний после закрытия частных НПФ стремительно упал, что сказалось на их стоимости. И процесс этот начался, когда фонды передавали ЕНПФ свои активы.

Другая причина, по которой критикуют ЕНПФ – доходность, не покрывающая инфляцию. В 2014 году она составила 6,3% против инфляции в размере 7,4%. Однако доходность частных НПФ Казахстана в 2013 году сложилась в размере 2,37%, а в 2012 показала 4%. Правда, в докризисном 2009 году доходность составила 11,95%. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что ЕНПФ стоит пересмотреть финансовые инструменты в сторону повышения доходности и небольшого увеличения рисков.

Также эксперты неоднократно критиковали размещение средств ЕНПФ на депозитах в БВУ. Они считают, что этот инструмент слишком непрозрачен, в отличие от облигаций компаний, поскольку вместо рынка Нацбанк сам устанавливает условия для банков. К слову, банкиры также неоднократно высказывали недовольство этими условиями, в частности, председатель правления Народного Банка Умут Шаяхметова.

Схожую позицию выбрали и представители госаппарата. В конце октября прошлого года депутат мажилиса Азат Перуашев выступил с резкой критикой работы фонда, заявив, что реформа не привела к главной цели – увеличению накоплений вкладчиков. Он сказал, что некоторые действия ЕНПФ по управлению пенсионными активами вызывают вопросы не только с точки зрения доходности, но и их обоснованности, прозрачности и экономической безопасности, приведя в пример покупку ценных бумаг Евразийского банка и Сбербанка Казахстан. В качестве альтернативы он предложил передать управление ЕНПФ правительству.

Что стало с НПФ?

После принятия закона у частных НПФ было три варианта дальнейшей работы – стать компанией по управлению активами ЕНПФ, принимать добровольные вклады или закрыться. В силу непопулярности добровольных вкладов в Казахстане, у фондов остались только первые два варианта.

В пресс-службе Народного банка Vласти рассказали, что они завершают ликвидацию своего пенсионного фонда. Что, в целом, исключает участие группы Народного банка в управлении активами ЕНПФ.

В пресс-службе Казкоммерцбанка отметили, что НПФ Грантум еще не ликвидирован, но находится в процессе, на стадии налоговой проверки. Убытков из-за прекращения его деятельности они не понесли, а дальнейшее участие в управлении активами не рассматривают.

НПФ Астана, по словам председателя правления АО «Инвестиционный дом «Астана-Инвест» Андрея Карягина, сменило род деятельности, образовав в конце июня 2014 года инвестиционный дом на базе своего фонда. «Вполне логично, что имея уже успешно работающую, профессиональную команду аналитиков и управляющих активами, наша компания осталась на фондовом рынке. Мы выбрали для себя направление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг», - отметил Карягин.

Убытков этот фонд не понес, из-за переориентации своей деятельности, а дальнейшую возможность управления активами ЕНПФ в «Астана-Инвест» не исключают, в случае, если её предоставит Нацбанк и правительство.

В ЕНПФ и Национальном банке Vласти рассказали, что ни один частный фонд не подал заявку, чтобы стать управляющей компанией. По информации пресс-службы Нацбанка, дискуссии об этом идут, интерес у частных фондов есть, но к конкретным механизмам такой работы ни одна из сторон пока не пришла.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики