Город: Астана
Возраст: 29 лет
Образование: ЕНУ им. Гумилева, факультет международных отношений, Университет Джеймса Мэдисона Гаррисонбург, Виргиния, США, бакалавр государственной политики и управления
Место работы: координатор департамента стратегии и мониторинга партии «Нұр Отан»
Примечание: предыдущее место работы — Ассоциация «Болашак».
Участник проекта «100 будущих лидеров» Аян Альжанов в интервью Vласти рассказал, как он был полицейским, почему не играет в лотерею и почему не надо считать волонтеров бесплатной рабочей силой.
V: Работая в Ассоциации «Болашак», вы как-то сказали, что руководителям компаний надо учитывать волонтерский опыт сотрудников. Почему для вас это важно? Вы сами были волонтером?
В Штатах во время учебы я стажировался в НПО, которое бесплатно помогает адаптироваться испаноязычным мигрантам, оформлять документы, получать гражданство.
В Казахстане добровольцев пока воспринимают, как способ сэкономить. Я считаю, надо менять это отношение, развивать культ волонтерства. В Америке активное волонтерство усиливает резюме. Ведь с точки зрения работодателя для такого кандидата дело важнее вознаграждения, он готов жертвовать временем ради идеи.
V: Однажды вы предлагали вузам организовывать рабочие места для студентов на университетской территории — по аналогии с зарубежными вузами.
В Штатах вузам важно создать как можно больше рабочих мест для студентов — там это один из показателей качества. Я, например, во время учебы патрулировал территорию кампуса. В университете есть своя полиция, которая подчиняется полиции штата.
V: Как вам работалось в полицейской форме?
Мне понравилось. Большой тяжелый фонарь, форма, кепка, рация. Мы дежурили по двое, сами в разруливании конфликтов не участвовали, просто сообщали о происшествиях. Видя сильно подвыпившего студента, сопровождали его до общежития или, если совсем тяжелый случай, приводили в полицейский участок. Студент там проводил несколько часов, немного приходил в себя, и его отпускали. Не было никаких записей в протокол, все это делается для обеспечения безопасности.
Правда, со стороны земляков было непонимание: как это так, это же стукачество. И наши студенты, кстати, вначале не особенно активно устраивались на работу. Только потом — на втором, третьем курсах. Платили 6-7 долларов в час. Для нас, приезжих, правда, были ограничения по студенческой визе — не более 20 часов работы в неделю.
V: Неработающий студент — не настоящий студент?
Мне кажется, неправильно жить только на стипендию или ждать денег от родителей. Узнав цену денег в студенчестве, человек и в будущем найдет способ выжить, стать достойным человеком. Многие спрашивают: а как же учеба? Но что это за человек, который не может совмещать два дела? Нет ничего плохого в том, чтобы тратить все время на учебу. Но современный человек должен успевать многое, потому что после вуза надо будет не только работать, но и заниматься спортом, уделять время семье. Если в вузе не приобрести навык планирования, совмещения, будет сложно.
V: Насколько мне известно, наши преподаватели неодобрительно относятся к подрабатывающим студентам.
Если это не влияет на уровень успеваемости, кому какая разница? Если влияет, ставьте низкие оценки. На Западе с этим никто не церемонится. Есть студенты — ключевые игроки сборных по футболу, люди, которые вносят большой вклад в формирование имиджа университета. Но даже для них нет никаких преференций.
У нас проблема в другом. Возможно, работающие студенты иногда пытаются использовать заработанные деньги для решения каких-то проблем с учебой. Но здесь уже претензии к системе образования.
О молодежном предпринимательстве
Это — один из лучших социальных лифтов. Сейчас фонд «Даму» выдает безвозмездные гранты для начинающих молодых бизнесменов. Вообще, таких программ много, — можно получить до трех миллионов тенге для открытия своего дела. Идеалом для нашей молодежи должны стать предприниматели нового склада, создающие бизнес с нуля.
V: Вы сами не хотели бы уйти в бизнес?
В будущем — возможно. Пока нахожусь в поиске идеи. Стиль жизни предпринимателя меня очень привлекает.
V: А для чего вы пришли в «Нұр Отан»?
Моя специальность — государственная политика и управление. Здесь мне импонирует возможность реализовать то, о чем я читал в учебниках и слышал от преподавателей. Однажды во время учебы нужно было подготовить проект по бюджету. Я пришел в городскую мэрию, в финансовый департамент и обратился, как потом выяснилось, напрямую к директору. Рассказал о своем проекте, и мне предоставили всю информацию, целую кипу бумаг, даже проект бюджет на год, на тот момент — еще неутвержденный. Мне понравилась такая открытость. И у нас к этому постепенно идет, но пока не дошло до уровня, когда наши госорганы, в первую очередь, местные, открыты для населения, хотя есть и виртуальные приемные и прочее. Я очень сомневаюсь, что в казахстанских акиматах мне бы предоставили бюджетный проект.
V: У вас на входе тоже охрана и барьеры, просто так не попадешь.
Ну да, они всегда были и есть... Но у нас попроще, в любом случае, чем в госорганах. Наша общественная приемная находится в другом здании, там много народу с обращениями и жалобами.
V: Вам самому когда-нибудь приходилось бывать в роли просителя?
В ЕНУ мы с одногруппниками создали интеллектуальный клуб «Болашак». Организовали городской турнир по брейн-рингу и обратились в акимат за небольшой суммой на поощрительные призы. Нам помогли. Недавно в Астане увидел рекламу с ошибкой на казахском языке. Я ее сфотографировал и разместил на сайте акима. За неделю вопрос решился.
Очень важно, чтобы жители сообщали чиновникам о том, что где-то что-то идет не так. Потому что, если мы все будем проходить мимо, ничего не изменится. Без диалога населения с властью невозможно развитие города, микрорайона, двора. Все начинается с нас.
О том, чему надо учить в вузах
Студентам надо давать навыки, которые я называю навыками 21 века. Я бы с радостью заменил некоторые вузовские дисциплины на курсы критического мышления, публичных выступлений, тайм-менеджмента, возможно, управления человеческими ресурсами; стрессоустойчивости.
V: Стрессоустойчивости можно научить?
Да. Есть определенные приемы. Ну, и нужно всегда сохранять хладнокровие и трезвый ум. Я не слишком эмоциональный человек, редко бываю в стрессе. Но, если это случается, переключаюсь на спортивные новости, например. И сам иногда играю в футбол, правда, в последнее время больше смотрю матчи.
V: Ставки делаете?
Нет, это не про меня. Я уверен, что любой человек, делающий ставки, закончит проигрышем. Когда хожу на матчи, постоянно вижу у тотализатора одних и тех же людей. Я с ними пообщался и понял: у них головы забиты ставками. Если это рассматривать как способ заработка... Не знаю, может, у единиц это получается. Но в целом — не нравится мне, что молодежь так организовывает свой досуг. Это говорит о том, что им нечем себя занять.
Я не знаю, что нужно делать с букмекерскими конторами, но что-то нужно. Люди ходят туда каждый день, я так понимаю, у них нет работы. Когда есть любимое дело, некогда заниматься ерундой вроде тотализатора. К тому же, трудно предугадать реакцию человека, который из-за пропущенного гола проиграл миллион тенге.
V: А лотерейные билеты тоже не покупаете?
Раньше покупал. Но, мне, как правило, не везло. Помню, во втором-третьем классе мне предложили подарок на выбор — деньги или восемь билетов «Бинго». Я выбрал билеты и ничего не выиграл, даже утешительного приза.
V: С тех пор вы предпочитаете деньги?
Да. Нет ничего лучше денег, которые приходят за счет знаний и усилий. А лотерейные выигрыши — это легкие деньги. Я не верю, что кому-то они могут принести кому-то успех. Есть даже выражение: не выбирайте легких путей — там сильнее конкуренция. Я отдаю предпочтение тяжелым путям — они с большей вероятностью приведут меня туда, куда я хочу.
Рахмет, Данияр! Саған да сәттілік! Гимназияны көркейте бер!
Аян, сұқбатын жақсы! Қызығып оқыдым! Жұмысында табыс тілеймін құрдас!
Aida, Ainash, Рахмет, старался)
Молодец, Аян!!! Не знала, что ты работал policeman))
отличное интервью, вдохновляющее :)