Город: Астана
Возраст: 31
Образование: Костанайский бизнес-колледж, специальность «Менеджмент», ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, специальность «Политология», Университет Монтаны, США, магистр государственного управления.
Место работы: председатель Совета Общенационального движения «Казахстан — 2050», член Совета по молодежной политике при Президенте РК
Примечания: Проходил стажировки в области политических коммуникаций в России, Украине и США. Представлял Казахстан на Всемирном саммите молодых лидеров в ООН. Занимался частным предпринимательством. Основал несколько успешных бизнеса в сфере маркетинга, рекламы, PR и IT. Был руководителем секретариата — советником председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». Окончил сценарные курсы в Нью-Йоркской Академии Киноискусства.
У моего собеседника такое выражение лица, словно он выиграл как минимум полмиллиона долларов. Данат Жумин оживленно делится многочисленными затеями болашаковцев, говорит о студенческом футболе и о том, что пора вытянуть родителей из уютных квартир во дворы. Подробности — в интервью Vласти.
V: Данат, недавно вы написали в Facebook, что начинаете проводить неформальные встречи с министрами. Для чего и для кого?
Пока для участников нашего движения. Нас уже около двух тысяч человек, из них 200 — в Астане и Алматы. Хотим послушать, что делается в ведомствах по стратегии «Казахстан-2050». Первого июня встречаемся с министром охраны окружающей среды Каппаровым. Поговорим о зеленой энергетике, о том, что происходит с нашей экологией. Я был недавно в Пекине — там многие носят медицинские маски, это стало обыденным явлением. Экология в этой стране ухудшается, а Казахстан совсем близко. Обсудим, как на нас будут сказываться глобальные экологические угрозы, что мы планируем с этим делать.
И потом, министр — интересный человек. Он может рассказать, чего добился, как к этому шел. Несколько его коллег из других ведомств тоже согласились поучаствовать в таких встречах.
V: Вы не хотите предложить им дать «доступ к телу» не только вам — вы ведь и так вхожи в чиновничью тусовку, — но и другим людям?
Мы уже используем такой формат диалога. В марте в коворкинг-зоне Astana Mall была конференция по критическому мышлению. Пригласили министра образования, сенаторов, ректоров университетов. Принять участие в мероприятии мог каждый. Для этого нужно было только заполнить форму в интернете. Диалог получился очень неформальным и очень открытым, у участников была возможность задать свои вопросы, и не только по теме конференции.
В Алматы собираемся устроить встречу горожан с акиматом и экспертами по вопросам чистого воздуха. Обсудим, хотим ли мы, как в Пекине, с масками ходить через 10-15 лет? Если не хотим, что делаем, чтобы этого избежать? Если акимат ограничит въезд в город для иногородних авто и сделает парковки платными, чтобы стимулировать проезд на автобусах, мы поддержим или будем против, потому что на машине комфортнее и бог с ним, с чистым воздухом? В этом одна из задач нашего движения — помогать в организации таких дискуссий, площадок, где заинтересованные граждане могут обсуждать вопросы будущего и участвовать в его формировании.
V: А что, кстати, сказал министр насчет критического мышления?
Сказал, что есть задача постепенно обновлять содержание среднего образования с учетом потребностей страны, самих граждан в будущем. Обучать навыкам поиска и анализа информации. Наше движение тоже в этом участвует. Двое ребят сейчас пишут учебник по основам критического мышления на казахском и русском языках. Там будет не только теория, но и практические примеры, задания. Ректор Международной Академии бизнеса, посмотрев содержание пособие, заявил, что готов его купить. Мы объяснили, что не собираемся продавать — оно будет в онлайн-доступе, небольшую партию распечатаем и передадим в библиотеки.
V: На днях вы написали, что надо развивать студенческий спорт.
Я в тот день был в ЕНУ, и проректор меня пригласила на футбольный матч. В Астане создали спортивную студенческую лигу по футболу, команда ЕНУ вышла в финал, за право сыграть с ней боролись Назарбаев университет и КазГЮУ. Это, в общем-то, не новость, студенческие команды и раньше были. Мне понравилось другое — я увидел на трибунах не только студентов, но и ректоров, и министра образования. Я знаю, что он сейчас большое внимание уделяет этой теме. Нам действительно нужно создавать инфраструктуру студенческого спорта. В американских университетских городках есть стадионы, бассейны, спортивные кумиры, болельщики, ощущение причастности к большому общему делу. Все это создает очень хорошую, правильную ауру. Нам нужно к этому стремиться.
Есть такое понятие — символичность в менеджменте. Когда хочешь что-то поменять, начни сам создавать культуру, которая содействует изменениям. Например, когда я был в Китае, мне рассказали, что их чиновники любили ходить в очень дорогие рестораны, тратить бешеные деньги. Председатель КНР однажды по пути с работы зашел в какую-то забегаловку, купил там что-то вроде мант и объявил, что это прекрасный ужин. Теперь чиновники ездят в эту забегаловку, стало модным не ходить в рестораны и не переедать.
Или, скажем, в кризисные моменты руководители компаний назначают себе зарплату в один доллар — это тоже символический жест. И, на мой взгляд, когда наш министр образования приехал поболеть за студенческую команду, он проявил заботу о том, чтобы это направление развивалось.
V: Одна из последних идей вашего общественного движения — возрождение дворовых сообществ. Расскажите об этом, пожалуйста.
Проект называется «В счастливых семьях наша сила». Мы выбрали по несколько дворов в крупных городах и областных центрах, небольшие города тоже хотят подключиться. Летом набираем волонтеров, которые будут играть с детьми на улице, рисовать с ними двор мечты или семью мечты. Чтобы они создавали себе картинку такого будущего. Дадим волонтерам методику, найдем спонсоров на покупку инвентаря, альбомов, подарков для конкурсов. Хотим приглашать семьи, родителей вытаскивать на улицу, проводить семейные эстафеты, знакомить людей друг с другом. Кто-то уже подтягивается в проект, предлагают шахматы принести, к примеру. В те же дворы позовем молодых профессионалов, лидеров. Было бы очень полезным если бы они пообщались с подростками, поделились опытом своим, рассказали, какие есть возможности для учебы, какие есть профессии, о том, как переживали на школьных и вступительных экзаменах, строили свою жизнь.
В общем, это многоуровневый проект. Мы просто хотим помочь активным людям начать делать полезные вещи для детей, для будущего, создаем необходимую инфраструктуру для этого. Верим, что нашим гражданам просто нужен толчок, поддержка. Может быть, пробудив в них эту инициативу, мы станем немного ближе к тому самому гражданскому обществу, которое хотим построить в нашей стране.
V: Наверняка найдутся родители, которым все это покажется слишком утомительным, чтобы вставать с диванов.
Не исключено. Но, вспомните, в университете есть лекции, на которых спишь и те, куда ходят даже хронические прогульщики. Все зависит от лектора. Есть люди, готовые выйти во дворы. Почему бы для них не создать условия? Тот же закон Парето: 20% усилий дают 80% результата, остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Будем работать с 20% активных людей, потому что именно они — золотой резерв. Пусть заразят своим примером других. Вдруг им тоже захочется погонять мяч во дворе?
V: А вы со своими детьми много времени проводите?
Я прихожу с работы поздно, если успеваю, читаю им сказки перед сном, они рассказывают, как дела в садике. Сегодня сынок приходил в офис, нарисовал мне вот это (Данат показывает мне листы с симпатичными каракулями — V). Он недавно интересовался, как быть, если ему нравится девочка. Дал какой-то совет (улыбается). На выходных ходим в кино, мультики смотрим, гуляем иногда в парке. Я не считаю себя идеальным отцом. Может быть, и не занимался бы дворовым проектом, если бы не понимал: я тоже родитель, которого нужно разбудить. Участие в проекте, надеюсь, улучшит меня, как отца, как мужа. Может быть, научусь эффективнее тратить время с семьей. Мне кажется, если наши дети будут счастливыми, все мы и страна в целом тоже станем счастливее.
V: Сейчас в соцсетях многие пишут о чудо-календаре, в котором понедельно расписана жизнь до 90 лет. У вас на страничке я его тоже обнаружила. Кто-то из ваших френдов спросил: «Кому-нибудь кажется, что это еще одна вещь, которая подталкивает к депрессии?»
Это, наверное, зависит от восприятия. Я спрашиваю друга, распечатал ли он календарь, а он отвечает, что ему тоскливо каждый день видеть, как жизнь уходит. А если посмотреть с другой стороны? Оценить, что сделал на этой неделе хорошего, понять, что не зря ее прожил. Можно рассуждать так: дождаться бы отпуска, ой, уже понедельник, скорее бы пятница. Мне кажется, это несчастье — так жить.
V: Вы учились в Нью-Йоркской Академии киноискусств? Интересный поворот — от политологии к сценарному мастерству.
Да, это был трехмесячный курс. Расскажу предысторию. В 2009 году я закончил магистратуру по государственному управлению университета Монтаны. Сначала устроился в дочернюю организацию Агентства по делам госслужбы, потом — в Академию госуправления, Институт дипломатии. И в какой-то момент понял: все это, конечно, важно и интересно, но не мое. Тогда меня поддержал директор Института Толеутай Скакович Сулейменов, наш первый министр иностранных дел. Он сказал:
«Данат, у тебя хорошее образование, ты молодой, энергичный, мне нравится, что ты здесь работаешь, но у меня ощущение, что ты мог бы заниматься чем-то другим».
Тот разговор подтолкнул меня к тому, чтобы принять решение уйти в бизнес. Я открыл пиар-компанию, занимался ею три года. Думаю, у меня получилось доказать, что я могу быть предпринимателем.
V: Доказать кому?
Себе. Я — ищущий человек, не люблю стагнацию. Интересно ведь открывать новые грани этой жизни — в календаре-то 90 лет, хотелось бы увидеть ее с разных сторон. После трех лет в бизнесе мне захотелось чего-то нового. Начал думать: если учиться, то куда, чему.
А я очень люблю смотреть кино, сопереживать героям. Захотелось узнать, почему на каком-то моменте фильма хочется плакать или смеяться, что за этим стоит. Я нашел курс сценарного мастерства в Нью-Йорке. Понял, что такое структура фильма, какие используются приемы. Это позволило мне глубже заглянуть в себя. Когда придумываешь персонаж, начинаешь его чувствовать, думать, как он, постигать мотивы его поступков. У каждого героя есть физическое путешествие в течение фильма, а есть — эмоциональное. И ты шаг за шагом, деталь за деталью все это выстраиваешь. Мне это показалось ужасно интересным. Навыки, которые дал мне курс в киноакадемии, обогатили меня самого, мои отношения с людьми.
V: Сценарии писать собираетесь?
Хочу написать сценарий и снять фильм. Пока эти задумки отложены на полку, но я к ним вернусь.
Кстати, ведь не все сценаристы и режиссеры имеют специальное образование. Взять Тарантино — он пишет сценарии вопреки классическим канонам, не по шаблону. Например, считается, что длинные диалоги пишут плохие сценаристы. Но Тарантино делает долгие диалоги, и они гениальны.
V: А вы часто действуете не по шаблону или соблюдаете правила?
Общепринятые правила — да, соблюдаю. У меня в школе никогда не было двоек по поведению. Я в этом смысле правильный человек. Но, когда надо решить проблему, у меня нет запретов, я не руководствуюсь правилами, которые прописывают, как с этой проблемой справляться.
Об ответственности
Нельзя быть наполовину ответственным. У нас сложилась парадоксальная ситуация: мы хотим, чтобы в стране все было хорошо, но без нашего участия. Возмущаемся, что КСК плохо работает, присваивает деньги, не делает ремонт, но не ходим на собрания, не выбираем председателя. Говорим: я получил диплом, а государство не дает мне работу. А почему оно должно это делать? А когда ты рассказывал друзьям, как тебе легко учиться, потому что можно прогуливать, о чем ты думал?
Делай так, чтобы стать востребованным. Профессионалов на рынке мало. Работодатели говорят: приходите работать. Им отвечают: возьмите меня, но я делать ничего не умею и не хочу. Есть и проблема с профориентацией. Мы в Кокшетау встречались со студентами педагогического факультета. Спрашиваю, кто после вуза будет учителем. Из 48 человек руку подняли двое — те, что пришли на факультет сознательно. Спрашиваю остальных: «А вы что здесь делаете?» Объясняют: здесь больше грантов; главное — получить высшее образование, а потом разберемся как-нибудь. Была такая фраза: «Ну, в крайнем случае, пойду в школу». Вот представьте, в школу идут люди от безысходности. Какие знания они будут давать детям?
Ответственность начинается на уровне старшеклассника, который выбирает профессию, на уровне его родителей, которые либо скажут: иди туда, там легче или туда, там агашка есть; либо поддержат: ищи себя, ищи свое дело, и неважно, что там сначала будет мало денег. Станешь профи — деньги придут.
V: А вы помните свой первый заработок?
Конечно. На первом курсе ЕНУ общественным активистам оформили небольшую зарплату, как работникам по контракту. Мне платили 6300 тенге. Тогда еще не было карточек и я, помню, пришел такой гордый, в кассу, вместе с преподавателями получил зарплату.
Вообще, все студенческие годы работал. У меня выхода другого не было. Мама — домохозяйка, отец содержал семью. Когда я учился в 11 классе, отца не стало, и все планы по учебе оказались абсолютно нереальными. После школы я не стал поступать в университет — поверил, что получить грант без блата невозможно. Чуть не поступил в пожарное училище. Уже прошел военно-врачебную комиссию, но тут директор моего лицея позвонила маме: «Что же вы делаете с ребенком, какой он пожарный?» Предложила мне пойти в колледж при лицее с 50-процентной скидкой на обучение. Пошел туда, окончил первый курс и как-то в троллейбусе услышал рекламу: началось тестирование абитуриентов. Я подумал, что ничего уже не теряю, надо попробовать. Получил грант. Мама дала мне сто долларов в дорогу — сколько могла. Второй курс колледжа я закончил с отличием одновременно с окончанием первого курса ЕНУ.
И ЕНУ, и Университет Монтаны — тоже с отличием.
V: А вы можете себя представить пожарным? Вдруг пошли бы в то училище?
Думаю, из меня получился бы неплохой пожарный. Жизнь всегда может развернуться в какую угодно сторону. Вариаций много.