Возраст: 30 лет
Город: Тараз
Образование: Казахская Национальная Академия Музыки, Западно-Казахстанский Государственный Университет им. М.Утемисова, Гилдхоллская Школа Музыки и Театра.
Специальность — артист оркестра, концертный исполнитель, арт-менеджер.
Краткая биография:
Родилась в 1983 году в Алматы в семье музыкантов. С детства ездила с родителями на гастроли и в жаркую Среднюю Азию, и по северным городам. Так, свою судьбу она определила в шесть лет, связав её с музыкой, самостоятельно выбрав себе педагога. Свою первую встречу с ней Айнур помнит до сих пор, хотя длительные и изнуряющие дни репетиций с Алмой Абдракашевной Абатовой остались давно позади. Отучившись по классу скрипки у выдающегося преподавателя, она с благодарностью вспоминает дни в Республиканской Средней Специальной Музыкальной Школе для одарённых детей им.К.Байсеитовой.
Трудовую деятельность начала в Государственном Камерном Оркестре «Академия Солистов», затем перешла в Уральский симфонический оркестр Марата Бисенгалиева. Работала арт-директором общественного фонда «Центрально-Азиатский международный центр арт-менеджмента «CAI-CAM».
В 2010 году возглавила общественный фонд «Благотворительный фонд «АШАДАН». А в 2011 была приглашена на должность руководителя управления культуры акимата Жамбылской области.
Сегодня Айнур Саденова известна, как виртуозный музыкант, талантливый артист и строгий чиновник. Но в первую очередь Айнур — целеустремленная женщина, которая ставит перед собой цели и шаг за шагом достигает их.
Наш разговор с Айнур начался задолго до официального интервью. Узнав о том, что ее кандидатура отобрана для участия в проекте, она искренне удивилась. «Надеюсь, мой личный опыт будет кому-то интересен» При встрече Айнур улыбнулась: «Сразу предупрежу — я не готовилась к разговору. Даже не знаю, о чём вы будете спрашивать. Но отвечу на все вопросы».
V: Кто такая Айнур Саденова и как она выбрала свой жизненный путь?
А.С. Дело в том, что я родилась в музыкальной семье. А это постоянные поездки, концерты, гастроли. Родители везде возили меня с собой — не с кем было оставить. Даже дома царила творческая атмосфера; известные музыканты приходили в гости, исполняли песни, звучала музыка, сам Нургиса Тлендиев пел колыбельные. До пяти лет я уже знала весь репертуар казахских народных песен. Так определился мой круг общения. Мой мир. Как мама, я хотела играть на кобызе. Как папа хотела также виртуозно владеть домброй. Но однажды на майские праздники папа взял меня в санаторий под Алматы. Это был симпозиум музыкантов, педагогов и так далее. Красивый лес, светило солнце, я гуляла и вдруг увидела женщину — она вышла из-за чащи, какая-то особенная, с букетом алых маков в руках. Это была любовь с первого взгляда! Мне неважно было, кто это был, что она преподаёт, я уже просто хотела учиться у нее. Тогда, увидев это, отец шутил, говорил, что женщина учит играть на контрабасе.
Но мне было все равно, настолько она меня заворожила! И только тогда, когда я уже поступила на учебу, я узнала, что Алма Абдракашевна Абатова — известный преподаватель, известна своим талантом работы с детьми и воспитавшая не одно поколение знаменитых скрипачей. Я ей безгранично предана, она меня научила многому.
V: Любовь к скрипке появилась именно тогда?
А.С.: Можно сказать и так. С музыкой я с шести лет. Но иногда мне кажется, если бы не родители, если бы не эта встреча, я бы никогда не стала музыкантом. Я не чувствую в себе этого болезненного: «Не буду играть — умру!» Нет. Мне никогда не хотелось быть артистом, не люблю выступать публично, большие концерты, пышные наряды — это не для меня. Я люблю музицировать, играть на скрипке, я счастлива просто потому, что играю. Для меня музыка — больше интеллектуальный и духовный поиск.
V: Тем не менее, вы были замечены в довольно скандальных мероприятиях... Из новостных сводок 2010 года: «Появившись в фойе (отеля, где проходил Евразийский Медиафорум) буквально из ниоткуда, скрипачка Айнур Саденова ошеломила присутствующих гимном революционеров — «Марсельезой». Под звуки мелодии художник Канат Ибрагимов разбросал листки и прокричал: «Слова на ветер!» И так же неожиданно исчез со своей спутницей.
А.С. Было дело! (смеется) Вообще, это была своего рода позиция. Так я выражала свои мысли. С помощью своего инструмента. Важно ведь не как играешь, а что. Тогда мне хотелось посмотреть насколько скрипка может быть со мной. Смогу ли я свою позицию, свое мнение, отношение к людям высказать с её помощью. Оказалось, что с помощью музыки можно не просто играть классику на сцене, а даже выругаться.
V: Сейчас часто ругаетесь на скрипке?
А.С.: Бывает! Например, у меня муж музыкант, иногда прошу послушать меня, дать совет. Он очень дотошный, каждый ляп услышит. Сдирает в пять шкур. Не отпустит, пока не сыграю идеально. Иногда бывает злюсь и тогда я начинаю «ругаться». Такое и в оркестрах бывает, особенно в студенческих. Молодые музыканты играют симфонию в оркестре, дирижёр бывает так их достаёт, что они на миллисекундной паузе с издевкой могут сбацать «I like to move it, move it». И дирижёр понимает! То есть, иногда достаточно сыграть несколько нот и будет всё понятно, кто кого и куда послал.
V: С 2011 года вы являлись руководителем управления культуры по Жамбылской области. Откуда пришло такое предложение и как вы на него решились?
А.С.: Весь мой мир был связан со скрипкой, с музыкой. Другого и не существовало. Но произошел переломный момент. Когда я посмотрела спектакль в театре «Ильхом» в Ташкенте. Спектакль шел 5 часов, и после этого, в моей голове что-то поменялось. Я раскрыла для себя и мир кино, и живопись, и театр. Весь мир искусства стал для меня интересен, я стала обращать внимание на общую структуру, на сопутствующие проблемы. К примеру, хочешь что- то организовать, но не получается, потому что нет зала, концертного звука, театрального света. Я хочу дать концерт, но у меня кроме скрипки и идей больше ничего нет и добиться я не могу, даже зала на час. Я думаю, это знакомая ситуация для творческих людей. Что же делать? Пришлось взять в руки ручку и бумагу и начать писать письма, отстаивать свою позицию, требовать! Так начался мой опыт менеджера-руководителя. Мою работу заметили, несколько громких фестивалей, проектов. И тут пришло приглашение.
V: Страха не было?
А.С.: Был. Каким бы я не была профессионалом, я не знала особенности госслужбы. Но было безумно приятно осознавать, что ты это делаешь для народа. Как будто многочисленная армия творческих людей стоит у тебя за спиной, и мы вместе ломаем архаичные стереотипы, влияющие на дальнейшее развитие культуры. Почему бы и нет? Мы ругаем власть, хаем; то не дала, это не сделала. Хватит! Ты вот возьми, измени, сделай сам! И я решила попробовать. В тоже время хотелось доказать, что в этой системе можно работать, можно делать хорошие проекты, качественные. В общем, мне предложили. Я согласилась.
Тогда Айнур долго думать не дали. За каких-то десять дней она должна была решиться — быть ей госслужащей или оставаться вольным музыкантом. Молодая и активная, она буквально влетела в новый для неё мир с устоявшимися там канонами и перевернула его. Таразцы наблюдали фееричные шоу-концерты, проводимые с завидной частотой — не могли нарадоваться.
V: Как с коллективом сошлись? Свои идеи не трудно было реализовывать?
А.С.: Не все проекты были новыми, большая часть была взята из мировой практики. Тем не менее, область часто просто была не готова. Идеи рождались очень быстро. К примеру, «Ночь в музее» или «Кино под открытым небом». Единственным минусом в моей работе было то, что это надо было делать всё очень быстро. Придумал — реализовал. Времени для подготовки нет. Это был очень интересный период. Сейчас мне немного жаль, что те цикловые проекты, которые мы несколько лет кряду проводили уходят в небытие. Хотя та же «Ночь в музее» уже стала своеобразной традицией для таразцев. И я знаю, что в этом году жители её ждут.
V.: Когда вы пришли на эту должность, по области пошли слухи о том, что новый руководитель — беспощаден. Работают все. Причем работают много и без отдыху. Поблажек никому не делали?
А.С.: Профессионализм должен стоять во главе. Здесь не должно быть разделения по полу, расе или возрасту. На каком-нибудь тое, да — почёт старшим! Но в профессиональных делах поблажек нет! Как в искусстве — или ты играешь эту партию хорошо или уходи!
А вообще государственная должность — это очень большая нагрузка и ответственность. Многие начинают сдуваться, работать некачественно, потому что, элементарно не успевают. Любой проект должен готовиться по полгода, а то и больше. У нас же все сроки всегда очень сжатые. Даже на большие республиканские мероприятия на всё про всё — две-три недели. Мало того, что должен сделать качественно, так ещё чтобы красиво было, с душой, да еще с соблюдением всех норм.
V: Почему ушли с должности?
А.С.: Это очень интересная, красивая работа. Делаешь проекты, приносишь людям радость, приучаешь к искусству. Это — богатейший опыт. И если всегда хорошо работать, жизнь пролетает незаметно. Я с 15 лет работаю, даже не отдыхала нормально. Но ведь хочется уделить внимание себе. Не как профессионалу, а как жене, как спутнице, хранительнице очага. Наступила пора подумать о себе, о супруге...
V: ...о детях?
— Да. Вы знаете, я даже когда замуж выходила, надевала фату в самолёте. У меня свадьба была назначена на 6 вечера, а я прилетела в 18:30. Такой знаменательный день! А прошёл, как очередное мероприятие. Мы с мужем не могли нормально насладиться подготовкой, медовым месяцем. Когда ты занимаешь такую должность, ты не можешь спокойно отдыхать. В любой момент могут позвонить, отозвать, и ты всё бросаешь и летишь на работу. Общественный человек — у него нет своей личной жизни. Это минус. Но теперь я хочу посвятить себя своей семье.
V: А дальше? Задумывались о дальнейшей карьере госслужащего?
А.С.: Всё может быть! Но в ближайшие пять лет я собираюсь посвятить себя семье и образованию. Поэтому надо ездить, познавать, учиться. Мне, к примеру, хочется попробовать себя в современном искусстве. Но это так просто невозможно взять и сделать. Этому надо учиться. И я хочу.
V: У вас есть заветная мечта?
А.С.: Удивительно, но всё, что о чем я когда-то мечтала — сбылось. Обычно, я для себя пишу в тетрадочке, чего бы я хотела, в какое время, и как это должно выглядеть. Буквально недавно открыла тетрадь, прочитала — всё сбывается. Допустим пять лет назад мне хотелось проводить фестивали, концерты на стадионах, в конце концов, уставать от работы. Чтобы не было времени отдохнуть. Так и вышло.
В своих дневниках Айнур часто описывает собственные победы и провалы, плюсы и минусы в работе, в жизни. Своеобразная работа над собственными ошибками. По её признанию, это очень помогает в дальнейшем не наступать на те же грабли и двигаться. Занимается медитацией, йогой. Говорит, помогает очень восстановить баланс. Особенно это помогало в период работы на госслужбе. Сейчас же Айнур пытается возродить в себе интерес к чтению книг.
V: Как сейчас проводите время, какую книгу читаете?
А.С.: Предыдущая работа оставила неизгладимый след в моей жизни. Теперь всё должно быть по полочкам, по расписанию! . Сейчас каждый час на счету: английский язык, теннис, чтение, просмотр фильмов. К примеру, недавно взяла в руки книгу Данн Джека «Тайная история Леонардо да Винчи». Очень интересно. Слышала про сериал, хотела посмотреть, но решила сначала прочесть книгу. Вообще, раньше я такой не была. Сейчас мне надо, чтобы время проходило с пользой.
V: Муж как на личностные изменения смотрит?
А.С.: Удивляется, говорит: это что за такое хроническое счастье?! Неужели ты можешь быть такой? (смеется) Он старше меня на восемь лет. Мы познакомились на сцене в оперном театре, хотя и учились, как потом выяснилось, в одной школе. В момент нашего знакомства он работал звукорежиссёром на канале «Хабар».
V: Вы пока останетесь в Таразе?
— Да. У мужа должен закончиться контракт — жду его. Я родилась в Алматы, и большую часть свой жизни провела в этом удивительном городе, но нужно идти вперед. В наше время можно жить везде, главное чтобы был интернет. (смеётся)
Мы решили вновь учиться. Я готова ходить в кедах и джинсах, ездить на общественном транспорте, есть бургеры, жить как студенты. Это ведь тоже опыт!
V: У будущих лидеров принято спрашивать об их жизненном кредо...
А.С.: Так не люблю этот вопрос. Все отвечают так заумно. А я боюсь ответа. Мне кажется, важно себя не терять и работать бескорыстно отдаваясь своему делу — не халтурить. Если, например, я приглашаю гостей в дом, то я должна приготовить так, что бы это было незабываемо. Тысяча рецептов, десятки блюд. Ко всему должно быть приложено максимум усилий, чтобы ты сам испытал восторг от этого. Если делаешь, то по-настоящему.