Возраст: 26 лет
Образование: РУДН, магистр журналистики, по программе «Болашак», АГУ при президенте РК, магистр государственного и местного управления, Казахская академия труда и социальных отношений, бакалавр юриспруденции
Место работы: Исполнительный директор Ассоциации «Болашак»
Примечания: Преподаватель на факультете политологии и журналистики в ЕНУ им. Гумилева, руководил Альянсом студентов Казахстана.
Ермек Макашев в интервью Vласти признал, что не всегда пунктуален, не отказывает в помощи, если она ему по силам, и не знает, что такое прокрастинация.
V: Ермек, когда вас назначили исполнительным директором Ассоциации «Болашак», интернет-комментаторы написали: мол, понятно — золотая молодежь, чей-то сынок. Как вам такая реакция?
Увы, это не удивительно, такой миф есть.
Там, помню, еще был комментарий: «Какой может быть 10-летний стаж общественной работы?»
С первого курса этим занимаюсь. Поступил в Казахскую академию труда и социальных отношений, увидел объявление о наборе в студенческую организацию. Однокурсники предложили: давай, запишись. Затем я вступил в Альянс студентов Алматы. Через два года меня назначили исполнительным директором городской Ассоциации молодежных организаций. Мы привлекали волонтеров, спонсоров. Разыгрывали гранты на обучение, собирали деньги на лечение детей.
Отец у меня — инженер, мама — экономист, домохозяйка. Никогда себя не относил к золотой молодежи. Хотя зависит от того, что подразумевать под этим словосочетанием. У нас вся молодежь — золотая, в хорошем смысле.
Стремлюсь быть самодостаточным человеком, путешествовать. Позволить себе и своей семье иметь все, что необходимо. Разве это плохо?
Сейчас я стараюсь как можно больше ездить по Казахстану, узнавать его.
Когда учился в РУДН, нам организовывали экскурсии по городам России. Был в Туле, Коломне. Был в Ясной поляне, видел личную библиотеку Льва Толстого.
В Россию я уезжал с одними стереотипами, вернулся совершенно с другим видением. Например, был стереотип, связанный с закрытостью, враждебностью. Меня пугали скинхедами. Оказалось, что все зависит от тебя самого — как будешь общаться с окружающими. Даже в Москве, большом городе с переполненным метро и людьми, которые находятся в постоянном напряжении, если нужна помощь, в ней не откажут. В Америке (проходил там трехмесячную языковую практику) — то же самое. Я был в Денвере, штат Колорадо, и мне понравились местные жители. Чтобы лучше понять людей, нужно пожить в их стране. После РУДН знаю: все люди равны и у всех, в общем-то, одинаковые ценности.
V: Какие у вас?
Во всем люблю порядок. Прежде всего — в голове. Мне очень важно понимать, ради чего мы это делаем. Не могу идти бесцельно. В РУДН у меня были конкретные цели. Хорошо учиться, во-первых. Хотя тут без вариантов — это была магистратура по «Болашаку» и за плохие оценки лишают стипендии. Во-вторых, завести как можно больше знакомств, друзей. И они появились.
Выделяю время на то, чтобы читать книги, профессионально расти — у нас, в офисе Ассоциации «Болашак» есть своя мини-библиотека.
Посмотрите на соцсети — такого не было пять лет назад. Время и процессы настолько скоротечны, мир настолько открыт, насколько это возможно. Классное время. Я молодой, информацию нужно получать быстрее.
Кстати, почему проект «100 будущих лидеров»? Видел список — многие участники с колоссальным опытом и реальными делами. Может быть, они уже настоящие молодые лидеры?
V: Очень может быть. Вы тоже — уже настоящий?
В 2009 году я получил республиканскую премию в номинации «Лидер года». Но скорее назвал бы себя менеджером. И, к слову, чтобы быть хорошим управленцем, надо обязательно быть хорошим исполнителем. Думать, прежде чем делать.
V: А наоборот у вас не бывает — сначала сделать, потому подумать?
Бывает, конечно. Как и все, я ошибаюсь.
V: В депрессию впадаете?
Депрессия? Я похож на человека, у которого может быть депрессия? Работать, только работать, и больше ничего. Сделаешь — будут критиковать. Не сделаешь — тоже будут критиковать. На это не стоит обращать внимание.
V: Если вы начнете новое дело, вас не собьет с толку фраза, к примеру: «Зачем заниматься такой ерундой?»
Во-первых, выслушаю, почему это ерунда, если человек действительно изучал эту тему. Скорее всего, я не откажусь от своей идеи, но приму к сведению информацию. Я против того, чтобы испытывать ошибки на своей шкуре — для этого есть миллион других испытанных шкур.
Когда ты в тупике и не видишь путей решения, надо брать ручку и бумагу и расписывать план. И идти дальше. В противном случае, если боишься трудностей, нужно просто закрыться и сидеть.
Чтобы стать эффективными, мы должны постоянно работать над собой. Иначе отстанем. Вот у вас есть мечта? Вы можете ею поделиться?
V: Поделиться — нет, пусть сначала сбудется.
А я могу. Хочу одеваться в «Made in Kazakhstan», есть «Made in Kazakhstan», ездить и летать в «Made in Kazakhstan». Чтобы у нас «Made in Kazakhstan» стало распространенным явлением. У нас есть все для этого. Я болею за свою страну. Стараюсь на своем уровне делать все, что приближает меня к этой мечте. Хочу, чтобы она стала мечтой многих, большой идеей.
V: У вас ВКонтакте среди групп по интересам есть сноуборд.
Да, люблю кататься на доске. Пока жил в Алматы, был на Шымбулаке один раз и то, чтобы показать его гостям. Уже на учебе в РУДН поехал в Подмосковье, там есть полуискуственный горнолыжный комплекс. И меня, алматинца, московские ребята поставили на сноуборд. Вернулся в Казахстан, и уже третий сезон катаюсь на Шымбулаке. Родители за меня переживают, конечно, но выбор мой уважают всегда. Вообще у нас консервативная семья. Я категорически против того, чтобы женщины курили и употребляли спиртное. И мужчины, кстати, тоже. Но при этом очень люблю петь и танцевать.
V: Трезвым?
Исключительно трезвым. Если хочешь в чем-то убедить людей, надо начать с себя, иначе никто просто не будет воспринимать твои доводы всерьез.
Если хочешь разговаривать на казахском, надо брать книги и учить, а не рассуждать о том, что собираешься начать. Хочешь что-то изменить — надо работать на результат. Все просто.
V: Кто вас этому учил?
Я работал под руководством нескольких людей, и у каждого старался взять то, чего мне не хватало. У кого-то — способность анализировать, у кого-то — терпение. Вот корейцы — они же ничего нового не придумывают. Берут уже успешные проекты, переделывают на свой лад и запускают в производство. С людьми то же самое.
V: У вас бывают приступы прокрастинации?
Мне незнакомо значение этого слова.
V: Ну, сейчас так красиво называют лень, откладывание важных дел на потом.
Если что-то не сделаешь, может пострадать результат. Да, наверное, я отчасти ленивый, поэтому много работаю, чтобы быстрее завершить. Что касается откладывания на потом, у меня есть горький опыт. Не хочется повторять.
Об экологии:
Я не выбрасываю мусор, где попало. Из машины заношу его домой. Мама смеется: дескать, все нормальные люди, наоборот, из дома хлам выносят.
Я против любых войн, какое бы у них ни было обоснование. Хотя для защиты своей родины и семьи взял бы оружие. Охоту не терплю. На рыбалку хожу, но всю рыбу отпускаю.
V: Не жалко?
Рыбу? (смеется)
V: Да нет, усилий.
Нет. В этом же весь кайф — поймать, сфотографировать, отпустить. Было бы есть нечего — это совсем другое дело.
Честно говоря, удивлен, что меня выбрали для интервью. Есть много ребят, уже достигших очень больших высот.
У нас отличные условия, поверьте, таких нет ни в Америке, ни в России. Да, проблемы есть, но они находят свое решение. В России я видел города, из которых люди хотят уехать, не желают там жить.
V: И у нас таких полно.
Не то чтобы полно...
У нас есть возможность роста. Если человек действительно хочет работать, он найдет работу. Сейчас соревнуются не деньгами, а знаниями. Стоять на месте нельзя, невозможно. Это как беговая дорожка: если не будешь бежать — упадешь, и твое место займет другой.