К 2020 году Казахстан полностью перейдет на 12-летнюю модель школьного образования. Эксперты подвергают эту реформу критике: нет подходящей базы в виде апробированных учебников, готовых к переходу педагогов и социальные настроения не располагают к дальнейшему расширению учебных горизонтов. Вместе с тем, подобная модель работает уже в 140 странах мира и переход на нее — неотъемлемая часть болонского процесса. Уже почти 10 лет в Казахстане функционируют несколько экспериментальных классов, выпускники которых услышат последний звонок не в 11-м, а в 12-м классе. Программа Ekvilibro встретилась со всеми участниками процесса.
Эксперты | Рекомендации |
Гани Бейсенбаев | Гани Бейсенбаев Генеральный директор международного центра образования, участник программы «12-летняя модель школьного образования: западный стандарт или несвоевременная реформа?» |
Сауле Каликова | Сауле Каликова Советник по вопросам общественной политики фонд «Сорос Казахстан», участница программы «12-летняя модель школьного образования: западный стандарт или несвоевременная реформа?» |
Жанна Мендыбаева | Жанна Мендыбаева Руководитель бюро образовательных технологий UNIVERSITY, участница программы «12-летняя модель школьного образования: западный стандарт или несвоевременная реформа?» |
Асылбек Кожахметов Проголосовать 78 | |
Марианна Гурина Проголосовать 45 |
Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, политолог, участник программы о регулировании Интернета
Президент медико-легальной ассоциации экспертов Казахстана, эксперт в программе "Презумпция согласия на донорство: спасти человека или убить человека?"
Адвокат, эксперт в программе "Смертная казнь: право на жизнь или «око за око"?
Профессор биофизики, председатель комитета «Невада-Семей», участник программы «Строительство АЭС в Казахстане: неоправданный риск или энергия будущего?»
Директор галереи "Тенгри Умай", эксперт в программе "Современное искусство: хулиганство или свобода самовыражения?"
Очень бы хотелось, чтобы в разработке программы для начальной школы, работали психологи.Нельзя перегружать нервную систему 6 летнего ребёнка.На мой взгляд 1 класс для 6 леток особое внимание должен уделить простейшим навыкам: чтению,письму,математике.И не перегружать ребёнка абсолютно не нужными знаниями,ему ещё 12 лет учиться,успеется.
Все говорят о том, что все плохо, и при этом, все хотят оставить в таком же виде, ничего не меняя - никаких реформ. Где логика? 11-летка уже "подустала". Если человек не хочет или не может учиться после 9 класса, в 10-11 классах, какие у него перспективы? ПТУ и колледж, куда он идет часто просто потому, что другого варианта у него нет. Конечно, есть часть ребят, которые идут туда осмысленно, но давайте не будем закрывать глаза и на то, что многие идут туда только потому, что не уверены, что сдадут ЕНТ. Более того, эту неуверенность поддерживают в школах, мягко выпроваживая такую категорию детей из школы. Перейдя на 12-летку, мы можем решить одну из важных задач – придать определенность и легитимность уровню основного образования. То есть, это будет 10 лет (основная школа) + 11-12 классы (старшая школа). Человек, окончивший 10 классов, получит легитимный документ, который будет признаваться в том числе и работодателем. То есть, после 10 класса у человека появляется больше перспектив: выйти на рынок труда и вернуться в образование позже, при желании; пойти на учебу в колледж; пойти учиться в 11-12 классы.
Как уже надоели все эти реформы в образовании. Когда уже о сути программ задумаются, а зарплатах учителей
Я думаю, что 12-летнее образование не нужно вводить в Казахстане, потому что проблем хватает с 11-леткой. Учебники по контенту ужасны, преподавание в школах на низшем уровне, учителя неквалифицированны, очень много не нужных предметов, нагрузка большая на школьников, помимо этого, к сдаче ЕНТ нужно готовиться у репетиторов, потому что преподаватели в школах не могут привить необходимые знания своим подопечным. Так что, 12-летку вводить не НУЖНО!