Каждый в Казахстане - потенциальный донор, в стране действует закрепленная в кодексе о здоровье нации презумпция согласия на изъятие органов. Эта статья позволяет медицинским работникам после смерти человека использовать его органы без каких-либо дополнительных процедур, но пока еще медики стараются добиваться разрешения родственников. Тем временем, рассматривается возможность принятия закона, который бы закрепил принцип: "Молчание - знак согласия". А врачи говорят, что один умерший донор, может спасти жизни четырех еще живых.
Эксперты | Рекомендации |
Владимир Русанов | Владимир Русанов Владимир Русанов профессор, доктор медицинских наук, эксперт в программе "Презумпция согласия на донорство: спасти человека или убить человека?" |
Нурсипат Нусупбаев | Нурсипат Нусупбаев Президент медико-легальной ассоциации экспертов Казахстана, эксперт в программе "Презумпция согласия на донорство: спасти человека или убить человека?" |
Михаил Кленчин | Михаил Кленчин Юрист, адвокат, эксперт в программе "Презумпция согласия на донорство: спасти человека или убить человека?" |
Айна Шорманбаева Проголосовать 16 | |
Максат Досханов Проголосовать 43 |
Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, политолог, участник программы о регулировании Интернета
Президент медико-легальной ассоциации экспертов Казахстана, эксперт в программе "Презумпция согласия на донорство: спасти человека или убить человека?"
Адвокат, эксперт в программе "Смертная казнь: право на жизнь или «око за око"?
Профессор биофизики, председатель комитета «Невада-Семей», участник программы «Строительство АЭС в Казахстане: неоправданный риск или энергия будущего?»
Директор галереи "Тенгри Умай", эксперт в программе "Современное искусство: хулиганство или свобода самовыражения?"
Мне вот непонятна позиция г-жи Шорманбаевой, которую она высказала в комментарии к словам Кленчина – пока человек близко не столкнулся с проблемой, он будет размышлять как дилетант. При этом чуть раньше она говорит, что сама еще не определилась по своему возможному донорству. А она в силу своей работы «в теме», вроде как не дилетант. Казалось, кто ж еще, как она, должен был уже определиться по вопросу донорства своих органов. Невольно хочется по умолчанию встать на сторону врача – он по крайней мере точно знает, что речь про спасение жизней. И дело не в том, в теме ты или нет, дилетант или нет. Вопрос проще – будет кто-то жить или не будет. Сама лично я просто не понимаю, о чем вообще разговаривать по теме донорства. Однозначно – если я умерла, мне мои органы точно не понадобятся. Только я уже не смогу, к примеру, разместить объявление в интернете – кому нужны органы, заберите. Поэтому спасибо врачам или кому там еще, кто возьмёт на себя ответственность по передаче ненужного мне «барахла» тому, кому надо. Религиозные причины отказа я еще могу головой понять – но только понять, а не принять. Кроме самого отношения к донорству есть еще правовые вопросы. Да, коррупция, да, чёрный рынок и все прочие возможные нарушения. Но как раз это и надо регулировать. И на мой взгляд, презумпция согласия – как раз вариант для меня и моих друзей (не буду высказываться за всю страну). Все мы слишком ленивые, чтобы идти куда-то ставить отметку – я согласна быть донором. Пусть по умолчанию меня считают донором. А вот если мне (хотя бы в силу религиозных причин) так важно НЕ быть донором, это должно быть достаточно сильной мотивацией пойти сделать какую-то отметку. Если это не заставит меня пойти написать отказ, значит и причины НЕ быть донором не такие уж и серьёзные.