Возраст: 30 лет
Место работы: Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы (АДГС), заместитель заведующего Отделом управления персоналом государственной службы.
Образование: Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, Школа государственной политики University of Birmingham, Национальная школа государственной политики Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Сэнфордская школа государственной политики Duke University.
Хобби: чтение, фотография.
Дополнительно: член Ассоциации стипендиатов Международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», награждена Почетной грамотой Президента Республики Казахстан.
Глядя на эту хрупкую улыбчивую девушку, не сразу поверишь, что она — одна из тех, кто разрабатывал и внедрял требования к претендентам в корпус «А», кто определяет лицо госслужбы будущего. Правда, сейчас она — в очередном учебном отпуске, на обучении в Национальной школе государственной политики. Знакомьтесь — Динара Джаненова.
V: Получаете еще одну специальность или квалификацию повышаете?
Д. Д.: Это вторая магистратура, специальность — политология. Программой предполагается получение двух дипломов — казахстанского и американского. Я буквально на прошлой неделе вернулась из Америки, где прошла обучение по программе для руководящих кадров по государственной политике и менеджменту.
V: Почему госслужба?
Д. Д.: Еще будучи студенткой, я занималась вопросами молодежной политики в Комитете по делам молодежи. Мне нравилась эта работа. Потом я поступила по «Болашаку» на специальность «Госуправление», и после окончания видела себя на госслужбе. Я хотела применить все знания, которые получила в Англии.
Мне часто задают такой вопрос — почему госслужба? Ведь там зарплата не такая высокая, ненормированный рабочий день и так далее. Возможно, все это есть, но важно и ощущение причастности...
V: К чему?
Д. Д.: К государственным делам, скажем так. Те люди, которые работают на госслужбе, они каждый на своем рабочем месте вполне способны что-то сделать лучше. Своими решениями, своей работой улучшить в целом систему госуправления в Казахстане — все то, что делается для населения. Я знаю, что от качества тех документов, которые мы готовим, возможно, улучшатся решения, принимаемые на более высоком уровне. И это радует.
V: Госслужба — это большой комплекс разных задач, разных компетенций. В чем суть вашей работы?
Д. Д.: Я работаю в Отделе по управлению персоналом госслужбы.
V: HR?
Д. Д.: Да, HR. То есть вопросы отбора на госслужбу, оценки, обучения госслужащих... Вы, наверное, слышали о реформе госслужбы, корпусе «А», новой модели госслужбы?
V: Безусловно.
Д. Д.: Когда я пришла в Агентство, моим главным, основным поручением была разработка, написание и продвижение концепции новой модели госслужбы. На этот процесс ушло достаточно много времени, за которое я выросла из главного эксперта до заместителя заведующего отделом. Но мы приняли Концепцию, принципиальные изменения и дополнения в Закон «О государственной службе», были изданы указы президента, впервые проведен отбор и сформирован управленческий корпус «А». Это та работа, которой я занималась.
V: Корпус «А» сформирован в прошлом году. Какой синергетический эффект уже есть и может быть?
Д. Д.: Мне кажется, пока рано в полной мере оценивать, насколько эффективной или неэффективной была реформа, но уже сейчас можно делать определенные выводы. Во-первых, благодаря реформе у нас сократилось число политических госслужащих в восемь раз.
V: Солидно...
Д. Д.: Наличие политических должностей подразумевает, что на них не проводится отбор как таковой, нет квалификационных требований, и зачастую были вопросы, насколько объективно назначались люди на эти должности.
Теперь, с совершенствованием законодательства о государственной службы, что большая часть политических должностей определяются
как должности управленческого корпуса «А» административной государственной службы. Для занятия данных должностей внедрены квалификационные требования, достаточно жесткие, есть определенная процедура отбора (рассмотрение документов, тестирование, собеседования в регионах), итоговое решение принимается Национальной комиссией по кадровой политике при президенте. Это, соответственно, повышает уровень прозрачности и эффективности отбора.
Когда мы рассматривали личные дела претендентов, мы увидели, что много заявлений поступает от людей, не являющихся государственными служащими. Анализ также показал, что треть людей, прошедших отбор, никогда ранее не работали на госслужбе. Это совершенно новые лица.
V: Из бизнеса?
Д. Д.: Из бизнеса, из квазигосударственного и образовательного секторов. И они были замечены, оценены, и получили должности корпуса «А».
V: Вы учились за рубежом по специальности «государственное управление». Отличаются ли подходы к госуправлению за рубежом от наших?
Д. Д.: За рубежом вся система ориентирована на интересы и нужды населения, оказание им госуслуг. Работа госорганов строится так, чтобы она была эффективна, удобна для потребителей, а не для самой бюрократии.
V: А у нас?
Д. Д.: У нас с 2007 года, когда начался очередной этап административной реформы, как раз-таки и идет переориентация государственного управления на население. Президент в своих посланиях говорит: наш госаппарат должен развернуться к гражданам страны как потребителям государственных услуг. Сейчас проводится оценка эффективности деятельности госорганов, оценка и контроль качества услуг, общественный мониторинг — это, по сути, те вещи, которые внедряются
с учетом лучшей международной практики.
V: Как думаете, нововведения приживутся?
Д. Д.: Они должны прижиться. Ведь мы хотим качественный госаппарат, людей, которые не сомневаются в том, что реформы эффективны.
V: И когда ждать результата, как думаете?
Д. Д.: Наверное, мы слишком быстро всего хотим. Когда мы были за рубежом, эксперты, люди, которые знакомы с экономикой и с политической ситуацией Казахстана, наши преподаватели часто отмечали, насколько быстро развивается наша страна. Безусловно, в стране есть вопросы, которые нужно решать. Но эти же вопросы стоят и за рубежом. Никто не говорит, что за рубежом, даже в развитых странах, все идеально и у них нет проблем. У них свои проблемы, просто они, скажем так, не трубят об этом, они пытаются внутри решать их, а на публику давать имидж успешного государства.
Мне кажется, в этом есть рациональное зерно. Прежде чем кричать о том, что у нас что-то плохо и как хорошо за рубежом, давайте просто придем на свои рабочие места и будем качественно и эффективно работать, максимально выкладываться — давайте что-то сделаем для своей страны.
V: Чему научила вас госслужба?
Д. Д.: Госслужба научила нести ответственность за свои решения, самостоятельности, наверное, даже некоторой жесткости. Потому что важно уметь отстаивать свои интересы, интересы своей организации, но при этом оставаться корректным. Ведь когда сталкиваются интересы сотрудников, интересы госорганов, важно работать профессионально, быть готовым к любой ситуации — а на госслужбе часто случаются нестандартные ситуации. И еще — будучи руководителем на госслужбе, когда у тебя в подчинении пусть и маленький, но коллектив, ты должен умело выстраивать работу, отношения в коллективе. Потому что ты несешь ответственность за этих людей, ответственность за их работу, и, наверное, своим примером должен показывать, как эффективно работать.
V: Показываете?
Д. Д.: Стараюсь (улыбается). Кстати, могу сказать без ложной скромности — те люди, которые начинали работать у меня в отделе, через два-три года неизменно получали повышение. И сейчас те, кто начинал у меня экспертами, работают на руководящих должностях в Агентстве. Мне кажется, это в какой-то мере говорит о тех навыках, которым, я, возможно, их научила.
V: Какой вы видите свою дальнейшую миссию? Ведь реформы, в том числе и в сфере госслужбы проводятся уже давно, их было много, но их результаты на местах часто нивелируются, к сожалению. Можно ли это изменить?
Д. Д.: Если говорить о задачах Агентства, о моей работе в Агентстве — нужно делать так, чтобы сомнения населения, сомнения вас, журналистов, в том, насколько нужны эти реформы, насколько они эффективны, закончились. Чтобы госслужащие показывали реальные результаты в своей работе. И, наверное, задачи Агентства — обеспечить эффективные меры управления персоналом, оценки, мотивации для того, госслужащие работали лучше.
Есть такой стереотип, что госслужащие не настроены на результат, они не стремятся работать эффективно, что они даже не обращают внимания на потребности населения. Но когда ты работаешь в этой среде, когда ты видишь систему изнутри, очень часто встречаешься со многими профессионалами, которые реально верят в идеалы госслужбы, верят в то, что они способны что-то улучшить в своей работе.
V: Такая интенсивная и серьезная работа влияет на личную жизнь?
Д. Д.: Я ожидала этот вопрос. Да, безусловно, влияет. Иногда элементарно не хватает времени для того, чтобы встретиться с друзьями, сходить на свидание. Но это нормально для работающей молодежи, и я стараюсь находить жизненный баланс.
V: Чем вы увлекаетесь, кроме работы? И учебы?
Д. Д.: Да, наверное, учеба — это мое основное хобби (улыбается). На самом деле я, наверное, банальна в этих вещах — я люблю читать, слушать музыку, люблю фотографироваться и фотографировать. Люблю смеяться. Мне нравится проводить время со своими друзьями. То есть в принципе, как и любой человек, я пытаюсь наслаждаться жизнью.
V: Будущее своих детей вы видите в Казахстане?
Д. Д.: У меня была возможность в свое время остаться в Англии, вот только что вернулась из США, где пробыла три месяца. Приходится снова возвращаться к реалиям Казахстана.
За рубежом все делается для населения, для потребителя, всегда пытаются максимально облегчить ему жизнь, сделать ее максимально комфортной — это все, конечно, подкупает. Тем не менее, даже будучи там три месяца, мы скучали по Родине, и, честно говоря, я себя там не вижу — чтобы там остаться насовсем, там воспитывать детей.
У нас такой был случай в Штатах — мы готовились отмечать Наурыз, устраивали большой праздник. С нами обучались и семейные люди с детьми. И когда мы просматривали подготовленный ролик с видами Астаны, который мы хотели показать нашим гостям на празднике, четырехлетний сын одного из болашакеров, увидев картинки, закричал: «Это же Астана, это мой дом, я так соскучился по Астане!»
Представляете — взрослые люди, госслужащие, которые наверное, где только за рубежом ни были — мы все прослезились просто оттого, что этот маленький мальчик, увидев Астану, так искренне воскликнул — это мой дом, это моя Астана.
V: Устами младенца...
Д. Д.: Да. Поэтому если говорить о будущем — нас эта страна воспитала, она вкладывает в нас деньги, она, по сути, инвестирует в нас, поэтому, мне кажется, мы должны приложить максимум усилий и реализовать максимум возможностей, чтобы улучшить то, что есть у нас в Казахстане.
V: Какой вы видите свою семью?
Д. Д.: Я хочу большую семью. В семье я единственная дочка и внучка. Конечно, в этом есть свои плюсы — все внимание для тебя, все делается для тебя. Но бывает, что в какие-то моменты чувствуешь себя немного одинокой — когда не с кем поделиться печалью или радостью. Да, есть друзья, подруги, двоюродные сестры и братья, но нет того самого родного человека...
Поэтому я хочу большую семью. Мои друзья знают, я все время твержу про пятерых детей (улыбается). Семья — это где царит уважение друг к другу, к интересам друг друга, взаимопонимание. Любовь, конечно, это замечательно, но каждодневная жизнь, когда приходится решать бытовые вопросы, когда нужно общаться с родственниками мужа, а ему — с моими, снимает розовые очки. И очень важно, насколько ты умеешь договариваться со своим супругом, выстраивать отношения, слышать друг друга. Поэтому мне кажется, в семье должно быть уважение, взаимопонимание и пятеро детей.
V: Кроме работы и семейных планов — что нужно вам для счастья?
Д. Д.: Мне кажется, что я уже счастливый человек. Мне кажется, что счастье — это просто. Когда ты несчастлив, у тебя могут быть сумасшедшие какие-то варианты, почему тебе плохо, или что-то не получается. А когда мы счастливы — мы счастливы от самых простых вещей. Мы счастливы оттого, что здоровы, окружены людьми, которые нас любят и понимают, у нас есть друзья, есть интересная работа, семья, увлечения. В этом, мне кажется, и есть прелесть счастья.
Блиц
V: Что для вас успех?
Д. Д.: Успех — это когда мои амбиции, мои желания, цели осуществляются.
V: К кому приходит успех?
Д. Д.: К тому, кто ставит четкие цели, знает, как их добиться и делает для все, что будет способствовать достижению успеха. Потому что можно говорить, а можно делать.
V: Что такое неудача?
Д. Д.: Неудача — возможно, когда неправильно поставил цели, не рассчитал свои силы, или просто выбрал не те средства или пути для достижения.
V: Чему неудачи учат?
Д. Д.: Они всегда дают урок, как лучше выживать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Как говорится, опыт — это знания, которые мне больше не пригодятся. Но на самом деле любая неудача, любая затруднительная жизненная ситуация дает знания, которые через некоторое время тебе обязательно понадобятся.
V: Есть ли человек, на которого вы хотели бы равняться, которым восхищаетесь?
Д. Д.: У меня нет привычки восхищаться кем-то конкретным, считать его идеалом. Жизнь приводит в мое окружение людей, кого-то забирает, и каждый из этих людей учит меня тому, чему он должен научить. Кто-то учит терпению, кто-то — жесткости, кто-то — быть более гибким. Если это в более близких, личных отношениях — кто-то учит доверию, взаимопониманию и так далее.
Бывает, что иногда не очень хорошо расстаешься с людьми, ведь жизнь бывает разной, но даже негативный опыт — это все равно опыт, который помогает стать лучшей версией самой себя.
V: Любимая цитата, поговорка, к которой вы часто возвращаетесь?
Д. Д.: Один мой руководитель любит повторять: будет так, как должно быть. И жизнь часто подтверждает справедливость этой поговорки. Мы стараемся сделать все, что можем, и если что-то должно случиться, это случается.
V: Похоже, он фаталист...
Д. Д.: В какой-то мере. И я в какой-то мере тоже. Конечно, я всегда стараюсь максимально решать свои дела сама. Но в какой-то момент степень моего влияния заканчивается, и тогда остается только ждать решения.