Меня перед поездкой не раз пытались напугать всякими историями из жизни в поселке, я как-то не обращал на это внимание. Для меня не является шоком ни состояние улиц, ни магазинов, ни др.. Неважно, что из трех магазинов был открыт только один, да и в том не было света, товары приходилось выбирать почти на ощупь, ведь и обычное мороженое может быть особенно вкусным в жаркий день. Я обошел весь поселок, это у меня заняло около 2 часов. Далее я приступил к третьей главе. Таким образом, мной были пройдены следующие темы: множественное число, окончание притяжательности, местоимения, винительный и родительный падежи, переходное настоящее время. Единственной проблемой пока остается проверка моих ответов.
10 июля
До обеда (с 10 до 13 часов) состоялось мое занятие с двумя учениками: Еркін (8 класс), Абайбек (7 класс). Готовясь к занятия я понимал что примерно мне предстоит: слабые ученики, от которых сложно ожидать решение олимпиадных заданий. Но ведь одной из моей целью обучения казахскому языку было перевод своей книги, изданной в Москве. А это книга написана для подготовки к олимпиадам в 7 классе. Естественно, языковой барьер все осложняет. Конечно, можно было провести занятия на русском с символическим использованием казахского языка, можно было не стараться добиться от них выполнения заданий, можно было их поругать за низкий уровень, и т.п.. Но спрашивается зачем тогда я здесь? Я решил пойти другим рискованным путем. Моей первой целью было добиться от них выполнения заданий дома, не потому что я сказал, а потому что это им интересно. Я выбрал тему, которая всех обычно восхищает в их возрасте — магия. Я так называю разработанную мной систему рекомендаций для представления квадратичных выражений в виде произведения. Например, только взглянув на выражение x^2+5x+6 сразу сказать, что оно представимо в виде (x+2)(x+3). Я уже неоднократно показывал подобное различным ученикам и реакция одна и та же: сначала удивление, восхищение, затем недоверие (мол я это наизусть помню), потом восхищение и громадное желание попробовать самому. С этими учениками было также. Для меня эта тема была также удобна, потому что разговаривать на казахском языке необходимо не так много, можно просто показать, если не можешь сказать. Я старался полностью говорить на казахском. Признаюсь было трудно и не все получилось. Главное, мне удалось добиться от них некоторого интереса, в конце занятия они неоднократно переспрашивали о следующем занятии. Точно ли оно состоится завтра. Ну а я после обеда просто уснул. То ли жара, то ли напряжение. Обычно мои занятия длятся также 3 часа и при этом я почти не сижу, но такой усталости еще не было.
11 июля
На следующий день я решил разогреть их интерес до такой степени, чтобы они сами начали просить решать задачи. Для этого я выбрал тему «математические фокусы». Отличие математических фокусов от обычных заключается в том, что итог заранее предрешен. То есть там нет обмана, ловкости рук, просто результат заранее известен. Только участники не знают почему так происходит. Естественно, когда показываешь фокусы, у ребенка появляется интерес, но в зависимости от возраста этот интерес разный. Например, я показал вчера вечером одной девочке, которая закончила 6 класс. Ей фокусы, безусловно, понравились, но она ни разу не попыталась спросить секрет фокуса. Еркін и Абайбек же наоборот спрашивали, почему каждый раз получается то, что заранее объявляется. Ведь карты они мешают и вроде бы они участвуют. Я при этом каждый раз отвечал, что для этого нужно знать математику, это сложно, тем самым, каждый раз старался уйти от ответа. Цель была накалить ситуацию до такой степени, пока один из них не скажет, хватит, давайте лучше решать задачи, раз секрет не рассказываете. Так и произошло, этим учеником оказался Еркін. Но здесь необходимо отметить, что у детей интерес далеко не всегда выражается в конкретные действия. Это как например, ребенок хочет мороженое и просит взрослого его ему купить. Однако если взрослый его не покупает, то ребенок же не начинает искать способы заработать на это мороженное. То есть можно искренне хотеть и ничего не делать. Я видел реакцию Еркіна и Абайбека как на прошлом, так и на этом занятии. Я уверен, что им это безумно понравилось, но на втором уроке я обнаружил, что они вообще не старались попробовать использовать вчерашний материал. Я это предполагал, поэтому на второе занятие купил шоколадки. И поставил условие: разложить на множители 10 выражений за 20 минут. В итоге ученики не справились, даже на половину. Закрепление материала без самостоятельной работы почти невозможно. Это не секрет. Хотя для того чтобы улучшить их вычислительные навыки после фокусов я с ним занялся действиями с дробями и рассказал несколько хитростей. Ругать Еркіна и Абайбека я не стал, но и шоколад они не получили. Следующая попытка у них будет в понедельник, а следующее занятие с ними состоится в воскресенье. Для меня же польза от этих занятий было попытка выполнять вычисления на казахском языке. Мне не сложно переводить числа и отдельные действия на казахский язык, мне сложно осуществлять эти действия на казахском. То есть одновременно и говорить, и вычислять на казахском языке. Что-то получилось, что-то нет. После обеда я опять заснул. А вечером закончил третью главу: отрицательная форма в переходном настоящем времени, перевод текста с рассказом о семье Ермека, домашнее задание. Сегодня мои ответы по первой главе проверила Айгерим. Все не так уж плохо, процент ошибки не превышает 15.