Реальные примеры учеников, которые добились значимых результатов, при этом вначале были слабыми, не особо помогают. Каждый новый учащийся не интересуется ни темами, что были пройдены ранее, ни моей системой подготовки к олимпиадам. Даже то, что я рассказал об издании книги в Москве, не способствовало интересу к ней. Еще ни один ученик не полистал эту книгу полноценно. Қымбат не стала исключением. Я понимаю, за 20 занятий мало, чтобы можно было изменить их уровень, но все зависит от того, веришь ли, что предлагаемая методика действительно может помочь тебе стать олимпиадником, признаешь ли ты свои слабости, и хочешь ли ты измениться. Я хочу измениться. Ученики, которые посещали мои занятия, учатся более или менее хорошо, хотя не знают некоторых стандартных тем углубленной программы 7 класса, сложно и долго вычисляют, не раз делают ошибки, как мелкие, так и серьезные. Но у них все хорошо, и ни один не интересовался тем, что мы проходили без него. Я же понимаю, что еще не могу свободно говорить по-казахски, и пытаюсь на каждом занятии над этим работать. Однако вынужден возвращаться к одним и тем же темам, потому что вижу, что они не усвоены. В этот раз мы снова вернулись к формулам сокращенного умножения. И хотя логичнее было ожидать, что Абайбек будет иметь преимущество, ведь он их видел ранее не раз, а Қымбат увидела впервые. Оказалось, что Қымбат схватывала лучше, и уже после пару примеров могла как-то их использовать, а Абайбек делал безнадежные ошибки. Выяснилось, что на предыдущих занятиях он не полностью записывал с доски, позже и не открывал эти записи, в итоге пытался делать по аналогии. Поэтому пришлось проводить занятие параллельно для двоих. С Абайбеком мы все увеличивали степень до тех пор, пока он не стал правильно использовать формулы сокращенного умножения. Дошли до 26100-7100. А с Қымбат мы пошли дальше, постепенно усложняя задачи. Поскольку у меня оставалась только одна глава в книге Ермековой, то хотелось проверить мой уровень казахского. Я зарегистрировался ранее на сайте soyle.kz и после обеда сделал несколько уроков. В итоге мной были пройдены там 6 уроков, и выполнены 6 тестов, из 120 ответов правильных было 104. Два теста позже пересдал на 100%. Понравился интерфейс сайта soyle.kz, приятно работать. Смущал только порядок тем, или я, может, уже привык к книге Ермековой.
24.07
Утром был только Абайбек. Он уже лучше понимал формулы сокращенного умножения, однако обычные вычисления делал пока еще плохо. Это мешало ему догадываться, например, до таких равенств 2155+1=(25)31+1. Для этого необходимо было устно разложить 155 на множители, и понять, число 25+1=33 выгодно тем, что оно делится на 11, а значит, указанное представление числа 2155+1 поможет доказать делимость его на 11 с помощью соответствующей формулы сокращенного умножения. Вместо этого он утверждал, что 155=5×16. Поэтому все утро мы потратили на сложение и вычитание трехзначных чисел, умножение двухзначных на трехзначные числа. Все вычисления необходимо было делать устно. Для меня это было еще одним упражнением — выполнение арифметических операций на казахском языке на скорость. После обеда закончил последнюю главу книги Ермековой, Айгерим обещала позже все проверить.
25.07
На занятии была только Қымбат. В этот раз я не стал проводить занятие на казахском, поскольку понимал, что для нее это последнее занятие, и мне хотелось, чтобы она задумалась над своим образованием, взглянула открыто на свои пробелы, и в дальнейшем что-то улучшила. Тем более, показалось, для Қымбат был более удобен русский язык, она на занятиях не раз говорила на русском. Мы рассмотрели только одну задачу за 2 часа: это была особая геометрическая задача. Конечно, я рассказал и об олимпиадниках в РСФМСШИ, о том, какие они были вначале и чего добились, чего не смогли добиться. Геометрическая задача имела как простое классическое решение с использованием только стандартных теорем 7 класс, так и счетное решение, которое было доступно девятикласснице. В итоге она попыталась решить вторым способом, но путала существенно тригонометрические формулы. Мы разобрали с ней решение первым способом, при этом я хотел добиться полноценного решения от нее. Поэтому с помощью компьютерной программы подготовил решение, в котором не было рассуждений, но по рисунку его можно было рассказать. Это мы преодолели с трудом. Затем начали разбирать второе решение, пытаясь исправлять ее вычисления. Но она снова путала тригонометрические формулы. Это нормально, когда заучиваешь формулы, это как заучить стихотворение, а потом спустя несколько месяцев его вспомнить. Естественно, что-то переставляешь местами, что-то забываешь. Есть даже такая фраза: образование — это то, что остается, когда все забудешь. Моей целью было не поругать, я не сделал ни одного агрессивного замечания. Я только подводил ее к осознанию своих ошибок. Интересно, что в какой-то момент Қымбат сказала, что геометрия ей дается хуже, чем алгебра, хотя я ее об этом не спрашивал. Провести на таком уровне беседу на казахском языке пока еще представляется мало возможным. Потому что нужно все сделать деликатно, не обидеть, не задеть, а помочь взглянуть на себя со стороны, без критики, а с целью определения дальнейшего плана работы над собой. Мне бы хотелось также уметь и на казахском языке.
Необходимо было повышать до автоматизма мой перевод на казахский язык, и в этом, кажется, очень помогает книга Романенко «казахская грамматика для русскоязычных». Сейчас уже, если выполнять упражнения не торопясь, то я могу правильно поставить базовые окончания и записать в нескольких временах. Однако когда говорю, еще делаю ошибки, и нет плавности. Странно, наверное, разговаривать с человеком, который говорит иногда отрывисто, произнося слово по частям, иногда неправильно, но тут же себя исправляет, думаю, что моим собеседникам нелегко со мной. Единственно, что пока я могу улучшить, это повышать скорость перевода простых предложений. Этим и удобна книга Романенко. Признаюсь, меня это захватило, я просидел с небольшими перерывами до позднего вечера, в итоге мной было пройдено 9 уроков из 36, выполнено 24 упражнения, из 284 моих ответов правильными были 259.
Эксперимент проводится совместно с Qazaq Banki
"2155+1=(25)31+1" - на самом деле здесь должно быть 2^155+1=(2^5)^31+1. Аналогично и с другими опечатками: "25+1=33 " - 2^5+1=33 "2155+1" - 2^155+1